30 мая 2025

Кносс в Железном веке.

Когда «дворец» бронзового века в Кноссе был разрушен незадолго до 1300 г. до н. э., его не восстановили. На Крите административный центр, использующий линейное письмо B, продолжал функционировать ещё несколько лет в Ханье (Кидония) на западе Крита, но он тоже был разрушен в какой-то момент в LMIIIB. В этом отношении и дворец в Хании, и «дворец» в Кноссе напоминают другие дворцы позднего бронзового века (микенские) в Эгеиде, большинство из которых (в Микенах, Тиринфе и Пилосе) были уничтожены по крайней мере через сто лет после окончательного разрушения Кносса.

Очевидно, что большая часть Кносса (а также «дворец») в этот период представляла собой руины. Территория города сократилось до немногим более 10 га. Это сокращение в некотором смысле предвосхищает длительную рецессию в Греции, которую мы привыкли называть «Тёмными веками», когда население сокращалось, а грамотность снижалась.

А что насчёт самого «дворца»? Это сооружение, хотя и превратившееся теперь в руины, ещё не полностью утратило своё религиозное значение.  В юго-восточной части разрушенного «дворца» была построена небольшая святыня (1,5 х 1,5 м) - «храм двойных топоров». Этот храм был расположен рядом с более ранним храмом MMIII и продолжалиспользовать «минойские» религиозные символы, такие как сам двойной топор и «рога посвящения». 

В период железного века в самом Кноссе существовал «культ Реи» в руинах дворца и культ Деметры на склонах холма Гипсад. То, что это было святилище Деметры, подтверждается эпиграфически - название найдено на серебряном кольце, датируемом второй половиной пятого века до н.э. 

Серебряное кольцо из святилища Деметры с дарственной надписью Деметре

Хотя архитектура святилища скромна, вотивные находки (которые, по-видимому, начинаются где-то в восьмом веке до н.э.) значительны и состоят по большей части из терракотовых фигурок (только небольшая часть из которых была опубликована). Хиггинс даёт нам хорошее представление о типах, но не о количестве вотивов, число которых исчисляется многими сотнями. Более значительным является огромный объём найденных костей животных, что свидетельствует как о практике жертвоприношений, так и о пиршествах. Между прочим, в значительных количествах были найдены кости свиньи; последнее свидетельствует о том, что только свиньи подходили для совместных трапез поклонников Деметры.
 
LMIIIC и субминойский период представляют собой период расцвета «поселений-убежищ» на Крите – многие критяне переселились на холмы и основали большие поселения на горных вершинах. Карфи – крупнейший и наиболее известный из них. Но в сравнительном выражении эти поселения не были большими - лишь немногие превышали 6 га. Таким образом, просто оставаясь на своём месте, Кносс в начале железного века стал (относительно) большой критской общиной.

Масштабы заселения Кносса в постдворцовый (чёрная граница) и более поздний периоды железного века (красная граница). Показано также расположение основных кладбищ железного века.

Где-то в ходе этого перехода минойцы исчезают. Термин «субминойский» предполагает, что «минойский стиль» каким-то образом подошёл к концу, а следующая фаза (описывающая керамический стиль), «протогеометрический», предполагает рождение чего-то нового. Колдстрим иногда описывает эти фазы как «греческие», иногда как дорийские.

Постепенно Кносс заново отстроился, в нём появились небольшие двух- или трёхкомнатные строения, и он превратился в один из древнегреческих полисов. 

Распространённость поселения от поздней архаики до классических/эллинистических времён.
Наибольшая концентрация сосудов для питья, импортированных лаконских кратеров и их местных имитаций, 

Лаконский кратер

была обнаружена в храме Главка. По-видимому, там пили вино и ели мясо животных, например, зайцев, на которых охотились. Если простота сосудов подчёркивает равенство, то присутствие животных видов, на которых охотятся, намекает на особую форму «перформативной мужественности». Литературные и другие свидетельства намекают на то, что это храм Главка может представлять собой критский андреон или мужской клуб, институт, посредством которого воспроизводилось политическое сообщество граждан мужского пола. Наличие андреона позволяет предположить, что Кносс разделял многие институты, характерные для других критских городов того периода. 

Возникновение полиса было процессом, а не событием. И, конечно, мы говорим не просто об одном полисе, а об одном полисе среди многих. Кносс был лишь одним – хотя и большим – из сорока девяти известных политических сообществ на острове. 

И этот критский полис теперь выглядит совершенно неминойским, в чём можно убедиться, если присмотреться к некоторым деталям материальной культуры. Примерно до 800 г. до н.э. главным сосудом для приготовления пищи в Кноссе оставался котёл-треножник. 

Небольшой глиняный сосуд-треножник, красочно украшенный пейзажем с плавающими дельфинами.

Эта форма не пережила перехода к архаическому полису. Формы приготовления пищи, которые мы теперь находим в классических домашних отложениях — хитра и лопас — теперь более или менее идентичны формам, которые мы находим на материковой части Греции. С этого времени, примерно с 800 года до н. э., Крит окончательно превратился в провинцию греческого (дорийского) мира.

(Из книги Джеймса Уитли "Кносс. Миф, история и археология")


Комментариев нет:

Отправить комментарий