Глядя с Земли на другие планеты Солнечной системы, неизбежно приходишь к выводу, что жизнь вовсе не обязательна во Вселенной. Венера по своим размерам — копия нашей планеты, а там нет даже самой простейшей инфузории-туфельки. Правда, в метеоритах, упавших с неба на землю, находят некоторые аминокислоты - строительные блоки, составляющие белки. Но на Марс, или на ту же Венеру, падают точно такие же метеориты, однако из метеоритных аминокислот не образуется биосфера сама собой. Тут нет никакого автоматизма и нет никакой гарантии. Очевидно, и в других звёздных системах дела обстоят не лучшим образом.
Ну, если подавляющее большинство планет - безжизненные пустыни, а жизнь на планете - это своего рода исключение из правила, тогда и появление человека разумного является таким же исключением. Земля вращалась вокруг Солнца миллиарды лет без человека, однако при этом в океанах буйствовала жизнь, о чём свидетельствует строительный ракушняк. Его происхождение - это осадочные известняковые слои в море, от отмирающих раковин обитателей моря. Впервые я познакомился с этим стройматериалом, когда служил в армии в Туркмении.
Значит, жизнь во Вселенной — вещь необязательная, как чирей на человеческом теле. Чтобы найти чирей, надо перебрать множество людей. Человек на Земле — тоже существо необязательное; биосфера прекрасно обходилась без него многие сотни миллионов лет.
И далее — самое интересное: оказывается, что и разум у людей не отрастает сам собой, как волосы, но возникает вследствие помещения ребёнка в специфическую культурную среду. Это хорошо заметно по феномену детей-"маугли". Да даже и среди детей, выросших в нормальных условиях, немало умалишённых, ещё больше - полудурков, которые вроде выглядят как нормальные люди, однако "царя в голове" у них нет и от них можно ожидать всё что угодно. К этому следует добавить старческое слабоумие, когда многие пожилые люди постепенно "выживают из ума". И, конечно, необходимо отметить, с какой неохотой множество детей приступают к обучению, - всё их органическое "нутро" сопротивляется знанию, не хочет его, отторгает его; отсюда и возникла поговорка, что детям на уроках слово учителя "в одно ухо влетает, а из другого тут же вылетает".