27 ноября 2022

Сунгирцы и экзогамия.

"Международный коллектив антропологов и палеогенетиков сообщил о прочтении полных геномов четырёх индивидов из Сунгиря, живших около 34 000 лет назад. Ближайшей их роднёй оказались жившие примерно в то же время индивиды из Костёнок, а также люди из Дольни Вестонице — носители Граветтской культуры. Вопреки ожиданиям, среди четырёх сунгирцев не оказалось близких родственников. Авторы не нашли в геномах сунгирцев признаков близкородственных скрещиваний. Этим сунгирцы резко отличаются от того единственного неандертальца (точнее, неандерталки), чей геном был прочтён достаточно качественно, чтобы судить об инбридинге. Родители неандертальской женщины из Денисовой пещеры находились в близком родстве друг с другом (на уровне единоутробных брата и сестры или дяди и племянницы), тогда как родители сунгирцев в близком родстве друг с другом не состояли.

учёные говорят, что это парень, а не девушка

Интерпретируя эти данные, нужно иметь в виду, что палеолитические охотники-собиратели в приледниковых районах Европы, разумеется, не могли жить группами с эффективной численностью 200–500 человек. Такая группа просто не смогла бы прокормиться. Размеры групп были гораздо меньше, от силы несколько десятков человек. Все четыре сунгирца с большой вероятностью были членами одной такой группы. И если мы при этом видим, что среди них нет ни одной пары близких родственников, и что в их геномах нет следов инцеста, зато есть указания на довольно высокую эффективную численность популяции, то из всего этого можно сделать важные выводы о социальной организации и репродуктивном поведении верхнепалеолитических сапиенсов. По-видимому, сунгирцы в этом плане были похожи на современных охотников-собирателей, для которых характерны развитые межгрупповые связи, частые переходы из группы в группу (что ведет к снижению внутригруппового родства) и избегание инцеста, ведущее к превращению множества взаимосвязанных групп в единую популяцию" (Источник).

Значит, размеры групп были от силы 20 - 30 человек, а часто и того меньше. Третью часть группы составляли дети, другую треть составляли женщины, а мужчин в группе, при самом лучшем раскладе, было не более 10 - 12 человек. При этом все члены группы считались "братьями" и "сёстрами", но не по крови, а по духу. Женились и выходили замуж за членов других групп. Вполне возможно, что у них были матрилокальные браки.

А вот гоминиды-неандертальцы, скорее всего, были патрилокальны, как и шимпанзе, причём группы у них были эндогамные, если судить по кровосмешению. Кстати, они тоже жили маленькими группами, примерно по десять человек — об этом свидетельствуют размеры жилого пространства вокруг костра и площадь «спальных мест» в скальном укрытии Абрик Романи (Abric Romaní) возле Барселоны, где неандертальцы жили 55 000 лет назад. Но, в отличие от людей современного антропологического типа, кроманьонцев, неандертальцы были motherfucker'ами и "сестроёбами", а также - каннибалами: когда учёные получили результат секвенирования, выяснилось, что съеденная группа из 12 неандертальцев состояла из близких родственников; нечто подобное сегодня можно получить, если взять пробы ДНК на какой-нибудь свадьбе или другом мероприятии, где присутствует много родственников (См.: Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга.). 

 

Ронделы как святилища.

Н. Рерих. Идолы. 1901

Реконструкция святилища восточных славян по П.В. Ильину

По-моему, эти изображения сильно напоминают староевропейские ронделы. 

«Ронделы – это следы круговой архитектуры, от которой сегодня мы имеем лишь остатки. Это круговые рвы, и внутренние, более мелкие углубления, мы называем их «палисадными канавками». Или же это отпечатки от столбов, которые мы называем «столбовыми ямами». Они тоже всегда располагаются по кругу, а к центру системы этих объектов ведут, как правило, два, три, четыре, а иногда и более входов, но чаще всего это четыре входа, соответствующие четырём сторонам света. Вся система достигает в среднем от 30 до 240 метров, потому что количество рвов может составлять от одного до трех, изредка – четырёх. Однако их самая распространённая величина – в диапазоне от 60 до 80 метров. Причем встретить их мы можем на относительно большой территории – от сегодняшней Западной Германии, через Чехию, Польшу до юго-западной Словакии, западной Венгрии и Австрии. Практически все они появились в аналогичный период времени, в первой половине пятого тысячелетия до нашей эры, и что интересно в этих объектах, так это то, что они находятся на территории нескольких археологических культур, или культурных групп, как мы их называем», - рассказывает Ярослав Ржидки из Археологического института Академии наук Чешской Республики.

Гипо

«Объяли меня воды до души моей»...

Чтобы попасть в загробный мир, души умерших должны были преодолеть водное пространство; об этом говорят мифы многих народов. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как захоронение в лодке, отправляемой в открытое море (как в финальной сцене фильма «Викинги» 1958 года), или погребение с лодкой, или сооружение надгробия в виде лодки.

Рассвет над самым крупным захоронением викингов. Линнхольм-Хойе, Дания.
 

Конь как психопомп.

Недавно здесь говорилось о том, что в Эгеиде бронзового века дельфины являлись психопомпами, то есть переносчиками душ умерших людей в Иномирье. (При этом может быть, что дельфины являлись не единственными психопомпами, а только для душ тех людей, которые умирали при кораблекрушениях на море. Для умерших на суше были иные психопомпы.)

Ариэль Голан в своей монографии "Миф и символ" сообщает, что на евразийских просторах таким психопомпом долгое время был олень. А потом лошадь, заменив оленя, стала тем существом, которому приписывалась функция сопровождать покойника. Известны многочисленные скифские захоронения с конём. Коня хоронили с хозяином не для того, чтобы он служил ему на том свете, а для того, чтобы он отвёз его на тот свет. Существенна такая деталь: у некоторых лошадей в скифских захоронениях обнаруживается тот или иной врождённый дефект (уродство). По древним поверьям считалось, что урод отмечен богом. Это поверье восходит ещё к палеолиту: в знаменитом археологическом комплексе Мальта близ Иркутска ребёнок, обильно оснащённый амулетами и заботливо похороненный под полом жилища, был уродцем. 

Тут вспоминается конёк-горбунок из сказки Петра Ершова. 

А вообще, с представлениями о душе связана идея полёта. Недаром же у древних греков душа-психея представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Художник Эдварт Роберт Хьюз удачно совместил в одной картине архаичные представления о душе в виде девушки и психопомпе в виде коня.


Да, и, конечно, полёт души
связан с экстазом. Про блаженство полёта души, надо полагать, люди узнали от шаманов, а шаманами становились, как правило, "избранники духов", люди, отмеченные тем или иным уродством. 

Интересные реплики с Антибабского форума.

"Древние люди собирались в группы, чтобы облегчить своё существование, а не усложнить его! Потому что вместе легче охотиться, легче обороняться от агрессоров разных. А не для того, чтобы подавлять друг друга, оспаривая кто главней - самка или самец. Случись такое оспаривание в природе, вид бы уже вымер" (Трипса).

"А в периоды благополучия никто никому не нужен особо. Ни Ж мужчине, ни М женщине. В период благополучия каждый вполне справляется самостоятельно" (Трипса)

"Женщины нужны были для продолжения рода, для того, чтобы вид не вымер. Если к самкам относиться сугубо потребительски, род вымрет. Поэтому самок берегли и охраняли. Это был единственный путь получить потомство". "Если самец убивает самку - он дефективен. И по идее, в природе такой потомства не имеет и не размножается, и его род дефективный прерывается. У людей несколько иначе, что на самом деле беда, потому что дефективные дальше несут свои гены". "Дефективных людей вообще много, никто ж отбор в людях не ведёт, плодятся и размножаются как хотят. " (Трипса)

В ответ на реплику "в человеческих сообществах до неолита социальная значимость женщины была вообще равна нулю": "Если бы это было так, нас бы просто не было сейчас. Человек разумный бы вымер как вид, не способный к адекватному существованию. Или, что вернее, мы бы до сих пор скакали бы по деревьям, наравне с прочими человекообразными" (Трипса).

"Нет у животных такого - чтобы самка имела низшую ценность, чем самец. Нет и не было. А если у каких-то животных и было, они давно вымерли. Самка - продолжатель рода. Ценность легко определить по количеству особей, которые понадобятся для восстановления популяции. Одной самки будет недостаточно. А одного самца - вполне. Поэтому, более ценны самки" (Трипса).

"Мы [homo sapiens'ы] не хищники, мы - всеядные и вполне можем жить без мяса. А ловить ту же рыбу древние женщины вряд ли умели хуже мужчин:) Охота - лишь один из способов добычи пропитания, но не единственный, чтобы ставить его во главу всего" (Трипса)

"Кстати, по поводу охоты. Приматы охотятся все, и самцы и самки. Коллективная охота требовалась только на крупного зверя, с которым один человек не справился бы физически. На мелкую дичь древние женщины 100 пудов охотились сами. <...> И доподлино ли известно, что охотились только мужчины? А не все члены группы, включая женщин, если они не были беременными или имели крошечного младенца на руках? Ведь таких животных нет, в которых охотятся только самцы, а самки не охотятся вовсе. Значит и древние люди охотились обоего пола. Потом, возможно, когда уже начали скотоводством заниматься, женщинам появилась другая забота - следить а скотиной. А древние наверняка охотились вместе. На стоянке оставались несколько женщин, которые смотрели за детьми и костром, да может несколько мужчин для их охраны" (Трипса).

"Современный человек возможно появился всего лишь 50,000 лет назад. До этого не особо-то от обезьян отличались" (aw).

хижина первобытных людей, реконструкция

"Отсутствие специализации делает невозможной концентрацию на узком направлении" (Repka). - А вот это очень интересно, потому что цивилизация начинается со специализации. Интересно, где и когда впервые появились мастера своего дела, узкие специалисты?

Фрау Заурих

В советском сериале "Семнадцать мгновений весны" есть такой персонаж — фрау Заурих, старушка - "божий одуванчик", с которой господин Бользен (он же штандартенфюрер Штирлиц, он же полковник Исаев) любил играть в шахматы.

Фрау Заурих жила в Третьем Рейхе и, может быть, знала (или догадывалась) о преступлениях нацистов, но она не "возникала" против Гитлера. Если и были в нацистской Германии антифашисты, то фрау Заурих не имела к ним никакого отношения. Тем не менее, господин Бользен явно симпатизировал ей. Надо полагать, он был умным человеком и хорошо понимал, что Третий Рейх — это государственная "машина", типа большого грузовика. А фрау Заурих, по сравнению с грузовиком, — не более чем дождевой червяк. И как же дождевой червяк станет "выступать" против грузовика? Выползет на автобан и перекроет дорогу грузовику? Водитель грузовика раздавит его и даже не заметит. Поэтому фрау Заурих не лезла на автобан, а сидела вечерами в кафешке "Элефант" и играла в шахматы с господином Бользеном. 

Если бы все немцы вели себя как фрау Заурих, никакого гитлеризма в Германии не было бы.