"Практически во всех обществах женщина связана с домом, тогда как мужчина больше отвечает за деятельность вне дома" (М. Л. Бутовская).
В таком случае можно предполагать или даже определить как закономерность, что чем более "домашним" является общество, тем сильнее в нём должно проявляться матриархальное начало.
Ну, вот берём, в качестве примера, каких-нибудь саамов. В семье муж и жена занимались каждый своим делом, полагаясь только на собственные силы. Соответственно, "у кольских саамов был матриархат" (Источник). "У нас, мурманских саамов, матриархат испокон веков", - вторит Светлана Матрёхина (Источник). По саамскому обычаю ребёнку при рождении дарили несколько оленей, приплод от которых в дальнейшем считался его собственностью. Поэтому девушка, у которой было так называемое «оленное счастье», могла иметь довольно большое количество оленей и сравнительно легко находила себе жениха. После свадьбы, когда молодая жена становилась хозяйкой, хранительницей домашнего очага, она, как правило, не попадала в униженное положение и не становилась рабой мужа, а её влияние на детей иногда даже было большим, чем власть и влияние отца.
саамы |
С этой точки зрения, патриархат возникает там, где мужчины отрываются от ведения домашнего хозяйства, вырываются из своих семейных "гнёзд" и становятся "шестёрками" вождей-"паханов". Поначалу эти мужские "междусобойчики" кучкуются в "мужских домах", а затем мужские тайные союзы превращаются в "аппарат насилия в руках господствующего класса".