21 декабря 2023

О происхождении субботнего "ничего-не-делания".

Рафаэль Патай говорит, что "библейское имя Шаббат (Shabbat, Shabbath), относящееся к седьмому дню недели, по-видимому, имело отношение к аккадскому shabbattu или ahapattu, то есть к названию праздника полной луны. Всё же ни в аккадской, ни в какой-либо другой религии Древнего Ближнего Востока не было еженедельного праздника и дня отдыха, в том или ином виде соответствующего Шаббат".

Я, кажется, уже где-то писал об этом в своём блоге, а тут Рафаэль Патай подкрепил мою уверенность, что я иду в верном направлении, и, значит, я напишу ещё раз. 

О связи женского цикла с лунным циклом сказано много. Я упоминал и научные исследования, подтверждающие влияние полнолуния на формирование коллективного менструального цикла. У женщин, живущих в одном коллективе под открытым небом, под влиянием луны месячные приходят примерно в одно время, с наступлением полнолуния.

Далее нужно вспомнить про менструальное табу. В наше время на Западе, особенно в феминистской среде, сложилось совершенно извращённое представление о женской "самоизоляции" в менструальных хижинах. Это "самоизоляция" тракруется как мужское насилие, хотя в этнографической литературе чёрным по белому пишется, что хижины строят своим дочерям их мамы, а вовсе не мужчины. Ну да ладно, не в этом суть. 

Дело в том, что в архаических обществах домохозяйство является исключительно женским "делом". И можно представить себе, что случалось в деревне при наступлении полнолуния, когда женщины покидали свои дома. Наступал "праздник". Слово "праздник" соответствует слову "праздный", то есть "ничего-не-делающий". Полнолуние было временем "ничего-не-делания", прежде всего для женщин, но и для мужчин тоже.

Позже лунный месяц (28 дней) был поделён на 4 лунные фазы, и таким образом у нас появились недели по 7 дней. А Шаббат стал отмечаться не один раз в месяц, но каждую неделю. При этом первоначальный смысл был утрачен и забыт.

К интерпретации статуй Айн-Газаля.

Двухголовая статуя из Музея Иордании. Ок. 6500 до н.э.

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Однако Адам с Лилит не были счастливы вместе. Когда Адам пожелал лечь с Лилит, она возмутилась: "Почему я должна быть внизу, - спросила она. - Ведь я ровня тебе, ведь нас обоих Бог слепил из праха". Увидев, что Адам собирается взять её силой, Лилит произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и улетела на берег Красного моря. Там она совокуплялась с похотливыми демонами. А тем временем Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену, и Бог сотворил Адаму Еву из его ребра. 

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение. Опасность, которой подвергался мужчина, считалась такой страшной, что рабби Ханина, учитель I в. н. э., предостерегал: запрещается мужчине спать одному в доме, чтобы им не завладела Лилит.

Задумав овладеть Адамом, Лилит подошла к нему, но её ждало разочарование, ибо Адам и Ева составляли "одну плоть" (Быт. 2:24). Стоило Лилит увидеть Адама и Еву вместе, она поняла, что у неё нет шансов, и полетела обратно к своим демонам.

Может быть, двухголовая статуя Айн-Газаля как-то связана с подобными представлениями древних людей? Предания о Лилит уходят корнями в вавилонские древности, в неисследимую историческую глубину, и - как знать? - может быть, Лилит была известна жителям неолитического поселения Айн-Газаль в VII тыс. до н. э.?

Статуя представляет собой двух людей с "одной плотью". Я предполагаю, что она была сделана мужчиной-вдовцом, у которого преждевременно умерла жена. Он изобразил себя в "одном теле" со своей женой, чтобы к нему не "приставала" Лилит по ночам.