Рафаэль Патай говорит, что "библейское имя Шаббат (Shabbat, Shabbath), относящееся к седьмому дню недели, по-видимому, имело отношение к аккадскому shabbattu или ahapattu, то есть к названию праздника полной луны. Всё же ни в аккадской, ни в какой-либо другой религии Древнего Ближнего Востока не было еженедельного праздника и дня отдыха, в том или ином виде соответствующего Шаббат".
Я, кажется, уже где-то писал об этом в своём блоге, а тут Рафаэль Патай подкрепил мою уверенность, что я иду в верном направлении, и, значит, я напишу ещё раз.
О связи женского цикла с лунным циклом сказано много. Я упоминал и научные исследования, подтверждающие влияние полнолуния на формирование коллективного менструального цикла. У женщин, живущих в одном коллективе под открытым небом, под влиянием луны месячные приходят примерно в одно время, с наступлением полнолуния.
Далее нужно вспомнить про менструальное табу. В наше время на Западе, особенно в феминистской среде, сложилось совершенно извращённое представление о женской "самоизоляции" в менструальных хижинах. Это "самоизоляция" тракруется как мужское насилие, хотя в этнографической литературе чёрным по белому пишется, что хижины строят своим дочерям их мамы, а вовсе не мужчины. Ну да ладно, не в этом суть.
Дело в том, что в архаических обществах домохозяйство является исключительно женским "делом". И можно представить себе, что случалось в деревне при наступлении полнолуния, когда женщины покидали свои дома. Наступал "праздник". Слово "праздник" соответствует слову "праздный", то есть "ничего-не-делающий". Полнолуние было временем "ничего-не-делания", прежде всего для женщин, но и для мужчин тоже.
Позже лунный месяц (28 дней) был поделён на 4 лунные фазы, и таким образом у нас появились недели по 7 дней. А Шаббат стал отмечаться не один раз в месяц, но каждую неделю. При этом первоначальный смысл был утрачен и забыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий