30 июня 2025

Размер имеет значение.

So-called hunting scenes with stags and a bull, religious rooms (Çatal Höyük)

"Аргументация Яна Ходдера кажется странной, когда он утверждает, что в Чатал-Хююке было больше изображений мужчин, чем женщин, в его попытке преуменьшить значение женщин и найти доказательства доминирования мужчин (см. Ходдер: «Женщины и мужчины в Чатал-Хююке», 82.) Он ссылается на настенные росписи охоты на быков и оленей со множеством маленьких мужчин и также самцов животных.

Охота на оленя - деталь настенной росписи из неолитического поселения Чатал-Хююк (современная Турция), около 5750 г. до н.э.

Ещё одна деталь — охота на быка.

Подсчёт животных не имеет смысла, потому что они не мужчины. Очевидно, что мужчины — люди, но они появляются во время охоты группами и очень маленькие, почти как фигурки из спичек. В отличие от них, в Чатал-Хююке имеются большие женские рельефы в религиозных комнатах и очень выразительные женские статуэтки, которые демонстрируют более чем человеческие характеристики, потому что они богини. 

"Богиня" из Чатал-Хююка.

Богини, конечно, менее многочисленны, чем люди. Остаётся загадкой, как это могло быть «мужским доминированием», особенно в обществе, которое сам Ходдер ранее называл «эгалитарным»?" Хайде Гёттнер-Абендрот).

О "вторичности" патриархата.

"Жевали себе динозаврики травку да веточки, но в этой травке время от времени попадалась всякая животная мелочь - хоть насекомые, служащие прекрасным источником белка. Вот тут-то и выяснилось, что белок куда эффективнее для пополнения энергии и строительства тканей тела, чем трава. Те, кто это вовремя сообразил, стали уже нарочно выискивать в траве и на ветвях деревьев какую ни на есть добычу. А потом научились и выслеживать её, и ловить - и не только в траве", - пишет Наталья Криволапчук (Источник). 

Я, со своей стороны, приведу пример уже из истории человечества. "Жили себе людишки в одном городке, жили-поживали, добра наживали... И тут, откуда ни возьмись, объявились ордынцы, жадные до чужого добра и роскошной женской задницы. Окружили они городок, взяли его в кольцо, и решили брать горожан на измор. Скоро в городке начался голод, и вот тут-то выяснилось, что лучшая стратегия выживания в условиях блокады — людоедство. И стали каннибалы выслеживать, ловить и поедать детей".

Другой подобный пример, уже ближе к нашей теме. "В незапамятно-стародавние времена, где-то в районе "полумесяца плодородных земель", несколько земледельческих кланов договорились устроить "общак" на "чёрный день". Они построили большой амбар и наполнили его зерном, маслом, вяленой рыбой, орехами... Но через некоторое время нашлись хитрованы, которые сообразили, что лучшая стратегия выживания — не ежедневная работа в поле "до седьмого пота", а завладение, "прихватизация" плодов труда других людей. 

Теперь выделим растительноядных динозавров, добропорядочных горожан и трудолюбивых земледельцев — в одну группу, а плотоядных динозавров, каннибалов и хитрованов — в другую. Первую группу мы условно назовём "матриархальной", а вторую — "патриархальной". И мы обнаружим, что "патриархат" всегда вторичен. Сначала появляется трава на поле, затем — кузнечики в траве, и только потом  плотоядные динозавры, которые, как Чудо-юдо из песни В. Высоцкого, пожирают "всех женщин и кур". Сначала земледельцы образуют храмовые хозяйства, а затем приходят шумеры и другие "народы моря", и присваивают себе накопленные богатства. Как говорится в Библии, есть время собирать камни, и есть время разбрасывать камни. Именно в такой последовательности: сначала "собирать", а затем "разбрасывать". Невозможно разбрасывать камни, если они прежде не были собраны в кучу. Характер транжиры обычно формируется если человек растёт в богатой семье, где не считают денег и родители дают большие суммы на карманные расходы. Значит, сначала "матриархальные" родители экономят на всём, "собирают" деньги, а затем "патриархальный" сынок транжирит, "разбрасывает" их деньги. 

Святилища Гёбекли-Тепе как "мир Сновидений"?

Хайде Гёттнер-Абендрот, указывая на лунно-бычью символику на центральных столбах святилища D в Гёбекли-Тепе,

Symbols on the central pair of pillars of temple D (Göbekli Tepe)

трактует их в оптике женско-мужской полярности, как "растущая" и "умирающая" луна, как жизнь и смерть. При этом восточный центральный столб имеет диск внутри направленного вверх полумесяца, а столб на западе имеет аналогично расположенную голову быка с рогами, обращёнными вниз. "Женская сторона всегда ассоциировалась с Востоком, потому что женщина является животворящей силой. Мужская сторона, с другой стороны, была связана с Западом и смертью, потому что мужчины как охотники приносят смерть в животный мир. Эти мысли восходят к элементарным символам палеолита: вульве и стреле, которые представляют ту же полярность женского, приравненного к жизни, и мужского, приравненного к смерти".

Далее Хайде Гёттнер-Абендрот допускает, что эти колонны были женскими и мужскими предками, то есть считалось, что духи умерших предков живут внутри этих колонн. "Следуя этой линии мысли, можно было бы предположить, что люди эпохи Гёбекли-Тепе уже знали о своей матрилинейной генеалогии, которая включала предков-матерей и их братьев". То есть, восточный столб — это как бы местная "Исида", а западный столб — её брат "Осирис".

Смелая гипотеза. Однако такая интерпретация кажется мне несколько спекулятивной, "выморочной".