Хайде Гёттнер-Абендрот, указывая на лунно-бычью символику на центральных столбах святилища D в Гёбекли-Тепе,
![]() |
Symbols on the central pair of pillars of temple D (Göbekli Tepe)
|
трактует их в оптике женско-мужской полярности, как "растущая" и "умирающая" луна, как жизнь и смерть. При этом восточный центральный столб имеет диск внутри направленного вверх полумесяца, а столб на западе имеет аналогично расположенную голову быка с рогами, обращёнными вниз. "Женская сторона всегда ассоциировалась с Востоком, потому что женщина является животворящей силой. Мужская сторона, с другой стороны, была связана с Западом и смертью, потому что мужчины как охотники приносят смерть в животный мир. Эти мысли восходят к элементарным символам палеолита: вульве и стреле, которые представляют ту же полярность женского, приравненного к жизни, и мужского, приравненного к смерти".
Далее Хайде Гёттнер-Абендрот допускает, что эти колонны были женскими и мужскими предками, то есть считалось, что духи умерших предков живут внутри этих колонн. "Следуя этой линии мысли, можно было бы предположить, что люди эпохи Гёбекли-Тепе уже знали о своей матрилинейной генеалогии, которая включала предков-матерей и их братьев". То есть, восточный столб — это как бы местная "Исида", а западный столб — её брат "Осирис".
Смелая гипотеза. Однако такая интерпретация кажется мне несколько спекулятивной, "выморочной".
Затем она, в качестве аргумента, приводит изображение статуи из 8-го тысячелетия (Адыяман-Килисик), которая, как и Т-образные столбы, имела похожие руки, а также признаки лица, однако при этом она держит небольшую человеческую фигурку, похожую на ребёнка.
![]() |
Sculpture in human shape of Kilisik, side view and front view (Southeast Turkey). См. также: О "женской" символике святилищ Гёбекли-Тепе. |
Потом Хайде Гёттнер-Абендрот переходит к "зверинцу" внутри святилища Гёбекли-Тепе.
![]() |
Лицом к лицу с неолитическим леопардом. Горельеф на колонне №27 в Гёбекли-Тепе. 9-е тысячелетие до нашей эры. |
"С точки зрения мировоззрения, следует отметить, что животные существа Гёбекли-Тепе ни в коем случае не являются только теми, которые рассматриваются с точки зрения охотника. Правда, изображённые млекопитающие включают добычу, такую как туры, газели, дикие ослы и кабаны, но также и хищников, таких как лисы и пантеры. Но наиболее распространёнными являются змеи, поодиночке, группами или даже связками, вместе со многими другими ядовитыми существами, такими как скорпионы, пауки и крупные многоножки — ни одна из них не является добычей, которая подчёркивала бы мужскую энергию охотников. Напротив, змеи, потому что они ядовиты, но также и потому, что они могут омолаживаться, сбрасывая кожу, во всех ранних культурах рассматривались как символы смерти и возрождения".
Здесь я хочу заметить, что змеиная символика имеется также и на стенах северокавказских дольменов.
Что, как бы, намекает на некоторое функциональное родство этих мегалитических сооружений. Если допустить, что люди влезали внутрь дольменов для того, чтобы "креститься духом
Я уже называл эту конструкцию, напоминающую матку с влагалищем, "родильным домом". Тут можно добавить — "домом второго (духовного) рождения". Видимо, оно рассматривалось как одержимость духами умерших предков. И, видимо, весь тот "зоопарк", который находился внутри святилища, нужно рассматривать как своего рода "иконостас".
Впрочем, сама Хайде Гёттнер-Абендрот считает лис, пантер (леопардов) и кабанов "грозными стражами" храма. Птиц она трактует как переносчиков душ из этого мира в потусторонний, и наоборот. Бык, изображённый без половых органов и не натуралистично, а — как уже в палеолите — с «повёрнутыми» рогами или даже «повёрнутой» головой, также вписывается в символику жизни и смерти.
"В храме Невали Чори таких зверей не было, и там была найдена самая большая коллекция ранних неолитических человеческих фигурок. Была дана очень правдоподобная археологическая интерпретация того, что поселение Невали Чори было местом для живых — на что особенно указывают найденные там женские фигурки — в отличие от удалённо расположенного Гёбекли Тепе как места для мёртвых и предков".
Хайде Гёттнер-Абендрот ещё высказывает предположение, что все эти звери были тотемами местных кланов. В архаических обществах названия кланов обычно происходят от животных. Она говорит, что, возможно, имелись клановые союзы типа "бык-лиса-журавль". "Мегалитические строительные проекты были возможны благодаря их сплочённости".
Мне, однако, представляется иная картина. Как известно, в представлениях австралийский аборигенов, во "время Сновидений" мир представлял собой единый "бого-звериный" континуум.
"Время Сновидений", согласно представлениям австралийских аборигенов.
Современные исследователи отмечают, что для аборигенов Время сновидений — это не прошлое, а вечная, параллельная реальность, в которую можно войти через определённые ритуалы. И, может быть, ритуальные "экскурсии" в тёмные святилища, полные разнообразных зверей, птиц, рептилий и насекомых, были походами в параллельный "мир Сновидений"?
Комментариев нет:
Отправить комментарий