12 ноября 2022

Ласточка.

 Сосуд с изображением ласточек, минойская культура, Тира (Санторини). 

Жители минойского Крита и Эгеиды почитали ласточку как одно из воплощений Великой богини.

Интересно, что и древние египтяне тоже почитали ласточку. В египетском мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разрезанного на части мужа Осириса.

Стоит отметить синий цвет, цвет Иномирья. Ласточки, прилетающие из-за моря, связаны с иным миром, выступают как посредницы между живыми и мёртвыми.

Загадка культурного импульса.

"Совершенно иную картину мы видим у шимпанзе. По словам И. Сугиямы, все животные, обитающие на территории площадью около 7,5 кв. км в лесу Будонго (Уганда), образуют свободно организованный союз знакомых между собой особей, полностью открытый для пришлых чужаков. На этом участке японский исследователь насчитал около 50 шимпанзе. К тому же выводу пришла и Дж. Гудолл, по подсчётам которой на пространстве около 30 кв. миль в парке Гомбе-Стрим в Танзании живёт примерно 150 этих обезьян.

Группировки шимпанзе совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим максимально (по наблюдениям Т. Нишиды) до 28 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы - это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и её двух-трёх детей разного возраста, либо объединения нескольких животных, связанных давними дружескими узами
" (Е. Панов. Знаки. Символы. Языки. Стр. 121. Источник).

Это описание поведения шимпанзе поразительно напоминает этнографические исследования жизни австралийских аборигенов. У них там тоже есть "свободные радикалы", мужчины-одиночки, которые ходят-бродят по всему континенту от Тихого океана до Индийского, но иногда "пристают" к стойбищам женатых мужчин, по взаимному согласию и на определённых условиях.

И, похоже на то, что подобное жизнеустройство имело место быть у обитателей Верхнего Тигра примерно 10 000 лет назад. Последний анализ геномов, взятых из останков людей, живших в этом регионе в доисторический период, показал, что этот район был населён очень разными сообществами с разным происхождением. "В основном это были регионы южного Леванта, центральной Анатолии и центрального Загроса. Один из геномов даже оказался европеоидного происхождения. Такие результаты ясно показывают, что Верхний Тигр был мультикультурным местом, своего рода «доисторическим Нью-Йорком» и относительно космополитическим местом для своего времени" (Источник).

И здесь возникает вопрос: почему в одном месте - на Армянском нагорье - толерантность к иноземцам привела в конечном итоге к "сверхновой" вспышке неолитической революции и появлению цивилизаций, а в Австралии точно такая же толерантность ни к чему не привела? Или здесь дело не в открытости к чужеземцам, а в чём-то ином? Ведь и у шимпанзе, несмотря на их открытость к чужакам, не получилось никакого прогресса.

Из жизни вепсов.

"До появления у ребёнка первого зуба, по представлениям вепсов, душа его была общей с матерью" (Из статьи ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ВЕПССКОЙ КУЛЬТУРЕ (XIX — НАЧАЛО XX вв.). Автор статьи А.В.Большакова - Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. ). 

Вепсы. «Крестьянская семья во главе с матерью-старухой». Источник картинки

Вот ещё одно свидетельство того, что архаические и традиционные общества не признают новорожденного младенца человеком. Он - существо без души, "маугли", которому ещё предстоит стать человеком (или не стать). Очевидно, отдельная душа ребёнка формируется параллельно с формированием его личности. А формирование личности - это долгий процесс. 

И здесь возникает вопрос: а кого же тогда крестят к купели православные попы? Деревянных "буратино"?

Имя Кали.

Ариэль Голан пишет:

"Шотландская Кайлеах (Cailleach) — первоматерь мира; предки шотландцев почитали её как высшее божество, поэтому их страна была названа римлянами Caledonia". 

Он же говорит о том, что "в кельтских преданиях фигурирует мифический 'сосуд матери мира' кальдрон (caldron)", и что в этих названиях находится та же лексема, что и в имени богини Кали.

Возможно, и имя аркадской нимфы Callisto, превращённой в медведицу, произошло от имени более архаичной богини.

На античный изображениях Великой богини её лицо часто бывает закрыто вуалью; по-гречески kaliptra 'вуаль'. 

У кетов лицо умершей женщины закрывали её распущенными волосами, в чём можно увидеть намерение уподобить облику богини умершую, т. е. "ушедшую к богине".

В недавней статье О безликости палеолитических "венер" я уже говорил о том, что в момент смерти образуется как бы "лаз" в Иномирье. Именно поэтому закрывают зеркала в доме, где находится гроб с покойником; в зеркале, как бы невзначай, можно увидеть то, что лучше не видеть до поры - до времени. Наверно, и лицо умершей женщины закрывали распущенными волосами с тою же целью, с какой шаман во время камлания закрывает своё лицо. Процитрую самого себя: "Когда шаман камлает, он устанавливает связь с духами параллельного ("верхнего" или "нижнего") мира. Ну и с душами умерших предков, тоже. То есть образуется "лаз" в загробный мир, через который переносится в Иномирье сам шаман, в изменённом состоянии сознания, при содействии духов. Но он-то, после посвящения, становится "своим" в мире духов, и для него путешествие в загробный мир не фатально. А вот если кто-то из непосвящённых провалится в открытый "лаз" вместе с ним, это будет означать для него смерть, как для философа Хомы Брута". Поэтому, я думаю, интерпретация Ариэля Голана неверна; здесь речь идёт не об уподоблении умершей облику богини, а о закрытии открытого "лаза" в загробный мир; собственно, глаза покойникам закрывают с тою же целью, - недаром же глаза сравнивают с "бездонными колодцами", в которых можно утонуть.

Двойное жертвоприношение Богине.

palaman в статье "Секс это жертвоприношение" коснулся интересной для меня темы т. наз. "священной проституции". В записи Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян" я уже говорил о том, что в древности странник рассматривался как посланец Бога (или Богини), почти как ангел, и он был окружён нуминозной аурой. palaman изображает его в виде жреца, что, в принципе, укладывается в тот же нарратив.

"Секс начинается там, где кто-то (жертва) сексуально отдаётся, предаёт себя в жертву, а кто-то (жрец) эту жертву приносит, ну и (как положено жрецу) сам ею пользуется, вкушает от её плодов", - говорит palaman.

Ну, да, жрица, допустим, Афродиты, сексуально отдаётся незнакомцу и тем самым предаёт себя в жертву. В таком случае, на момент совокупления незнакомец превращается в жреца. А далее - что? После совокупления - что? Очевидно, что жреческий сан "слетает" с него сразу после совокупления со жрицей, и он обратно превращается в простого мужика.

И затем у palaman'а приводятся интересные замечания: "Всякий здоровый ягнёнок готов к принесению в жертву, но это не значит, будто всех здоровых ягнят надо зарезать. Сейчас об этом не принято говорить, но любой здоровый ребёнок естественно сексуален, однако не очевидно ли, что вовлекать его/её в секс это преступление с любой точки зрения? Любая здоровая пища привлекательна. Но отсюда никак не следует, что надо жрать всё подряд всякий раз, как есть возможность до пищи дотянуться. Потому что слово "жрать" родственно словам "жрец" и "жертва", и буквально оно означает опять-таки "приносить в жертву". Православные люди молятся перед принятием пищи, потому что это таинство. А если мы жрём мимоходом, не замечая того, что и как мы жрём — мы в опасности".

"Немощный сосуд" и чаша Грааля.

Ариэль Голан обращает внимание на то, что имя богини Кали созвучно с ностратическим *kala 'сосуд, горшок'. В Индии и теперь сосуд ассоциируется с женским началом, а в Библии по отношению к женщинам употребляется выражение "немощный сосуд". Поэтому с эпохи неолита сосуды иногда делались в виде уподобления женской фигуре.

Anthropomorphic idol sculpture from VI millennium (of 8000 years). Neolithic settlement near Mursalevo

Сосуды соотносились с образом Богини ещё и потому, что их горловина круглая (при взгляде сверху), а круг был её символом.

От себя ещё добавлю, что сосуд, безусловно, напоминает женскую матку, которая имеет грушевидную форму. Поэтому на сосудах часто можно видеть символику рождения/возрождения, как, например, на этом сосуде неолитической культуры Яншао (Китай).

Если смотреть с этой точки зрения, тогда становятся вполне очевидными параллели между чашей Св. Грааля и тремя котлами, в которые прыгал Иван-дурак в сказке П. Ершова "Конёк-горбунок". Иван прыгает в котёл с кипящим молоком, омолаживается и становится записным красавцем ("И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать!"). Тут мне видятся аллюзии на библейское «не вари козлёнка в молоке матери его». Если существовал запрет, значит существовала такая практика. Скорее всего, магическая. Где религия, там и магия следует "тенью" за нею.