Как мы видим на примере "венеры" Брассемпуйской, художники эпохи верхнего палеолита могли изобразить лицо человека.
"венера" Брассемпуйская |
Но, по каким-то причинам, чаще всего они этого не делали, ибо подавляющее большинство найденных "венер" — безликие.
"венера" Виллендорфская |
С одной стороны, эта безликость напоминает аналогичную безликость традиционных тряпичных кукол. Отсутствие лица обычно объясняется тем, что в человекоподобную куклу может вселиться какой-нибудь "нечистый" дух типа домового. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Конечно, это объяснение с точки зрения православной культуры меня не устраивает. С какой стати мы должны принять на веру, что доисторические люди считали "нечистым" то же самое, что считают современные христиане? Может быть, наоборот, домовые были у них добрыми духами, как, например, лары и пенаты у древних римлян.
С другой стороны, безликость "венер" соотносится с костюмом шамана.
Зачем шаман прячет своё лицо во время камлания? Для того, чтобы никто не смог заглянуть в его глаза.
Здесь прорисовывается параллель с гоголевским Вием. "– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и всё сонмище кинулось подымать ему веки. «Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул. – Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец." И в момент встречи взгляда Вия со взглядом философа Хомы Брута, последний испустил дух.
Очевидно, глаза Вия представляли собой как бы два бездонных колодца, уходящих в Иномирье, или в Преисподнюю, если угодно. И душу Хомы Брута просто "засосало" в эти колодцы.
Когда шаман камлает, он устанавливает связь с духами параллельного ("верхнего" или "нижнего") мира. Ну и с душами умерших предков, тоже. То есть образуется "лаз" в загробный мир, через который переносится в Иномирье сам шаман, в изменённом состоянии сознания, при содействии духов. Но он-то, после посвящения, становится "своим" в мире духов, и для него путешествие в загробный мир не фатально. А вот если кто-то из непосвящённых провалится в открытый "лаз" вместе с ним, это будет означать для него смерть, как для философа Хомы Брута.
Из этого можно сделать два вывода.
Во-первых, палеолитические "венеры", судя по их безликости, были как-то связаны с загробным миром, с миром предков.
Во-вторых, они косвенно указывают на существование шаманских ритуалов и практик в тех архаических обществах, в среде которых они изготовлялись в своё время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий