08 ноября 2023

Соблазн сообразия с природой.

Платон повторяет слова фиванца Пиндара о том, что «править должен сильный, а слабый ему подчиняться» — и говорит, что это самая распространённая и сообразная с природой власть для всех живых существ.


Но, продолжает Платон, главнейшей аксиомой является та, которая требует, чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью

Человечество избавилось бы от бесчисленных катастроф и трагедий, если бы оно безоговорочно приняло это простую аксиому. Но, увы, со времён Платона главнейшая аксиома витает где-то в облаках, в эмпиреях, а на земле до сих пор царит невежество. Спрашивается, почему так?

Говорят, во время Альбигойских войн папский легат и цистерцианский аббат Арно Амальрик руководил штурмом Безье 22 июля 1209 года. И вот, когда началась резня еретиков в городе, крестоносцы узнали, что там были католики вперемешку с еретиками, и они сказали аббату: «Господин, что нам делать, ибо мы не можем отличить верующих от еретиков». Аббат боялся, что многие, в страхе перед смертью, притворятся католиками и после их ухода вернутся к своей ереси, ответил: «Убейте их всех, ибо Господь знает тех, кто Его», и потому в том городе было убито бесчисленное множество людей.

Вот в том-то всё и дело: не могут люди отличить добрых от злых, умных от глупых. И потому сплошь и рядом злые управляют добрыми, глупые - умными. 

Бронзовый бюст полоумного императора Калигулы.

Какой парадокс: чтобы возиться с сопливыми ребятишками, женщина должна прежде пройти соответствующий курс обучения и получить разрешительную бумажку, а для того чтобы управлять государством, никакого обучения не надо (насколько я знаю, в США от кандидата в президенты только требуется, чтобы оба его родителя были гражданами США, чтобы он сам прожил в США, кажется, 18 лет, и чтобы он был не моложе 35 лет, - и всё!).

"Микродеспотия".

В начале своей «Политики» Аристотель подробно описывает отличие despо́tés (главу семьи), с одной стороны, от политика - с другой. 

Итак, глава древнегреческой семьи — это "деспот". Древнегреческая семья, в таком случае, представляется как "микродеспотия". Интересно, как же греки умудрялись совмещать демократию в обществе с деспотией в семье?