28 июля 2022

Почему такие длинные рукава?

 

Румыния, 1933 год. Фото: Kurt Hielscher. Источник картинки.

Интересно, почему рукава такие длинные?

Существует расхожее мнение, согласно которому одежды с длиннными рукавами носили лишь состоятельные люди — бояре, купцы, члены княжеских семей. Вещи с длинными рукавами сигнализировали о том, что человек был не обременён физическим трудом, а значит, достиг материального достатка.

Да, действительно, русские бояре до реформ Петра I носили одежду, которая имела длинные висящие ниже колен рукава, а руки продевались в разрезы, тянувшиеся от запястья до плеча. Но, как замечает Валентина Козинец, длина рукавов у современных простых тибетцев-скотоводов длиннее, чем у знатных монголов династии Цин (Источник).

"Раньше на Руси простые деревенские бабы носили рубахи-длиннорукавки. В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душе­греей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева­лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами", - сообщает Белослава в заметке "Рубаха-долгорукавка и её история".

Стало быть, одежды с длинными рукавами носили не только бояре, но и крестьяне. И, надо полагать, это была праздничная одежда. Слова "праздник" и "праздный" - однокоренные. "Праздный" значит "ничем не занимающийся, не занятый делом, работой". 

В тибетских танцах горши/гурзи танцоры размахивают длинными рукавами; во время свадебного причета невеста всплескивала длинными рукавами, ударялась ими об стол, плакала, пела печальные песни; Василиса Премудрая ”махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди”. В связи с этим мне подумалось: а не сделаны ли длинные рукава праздничных одежд по образу и подобию птичьих крыльев?

русская праздничная рубаха-долгорукавка

И не перекликается ли этот образ с евангельскими птичками небесными, которые "не сеют и не жнут" (Мф. 6:26)? Они не работают, потому что живут как в раю. Ну а мы, люди, вынуждены трудиться ежедневно, чтобы время от времени позволить себе праздник и быть праздными как птички небесные.

Два типа культур.

На Земле существовало и до сих пор существует великое множество различных культур. Как не заблудиться в этом "культур-мультур"?

У Ивана Крылова есть басня под названием "Волк и Ягнёнок".

"Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк
".

Сюжет этой басни знаком всем с детства, а кто запамятовал, тот может прочитать здесь.

Ну так вот. Нет каких-то "абстрактных" культур; все культуры носят предельно "шкурный" интерес. Одни культуры можно назвать "культурами Волка", а другие — "культурами Ягнёнка". 

Заметьте, что Волк не сразу кидается на Ягнёнка, - он интеллигентный, культурный Волк. Он прежде ищет оправдания своему насилию.

"Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит
: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»
.

Вот это и есть "культура Волка". Она, конечно, может быть и не столь примитивной, как в басне Крылова, но суть её остаётся прежней. Например, в гитлеровской Германии увлекались философией Ницше и слушали музыкальные произведения Вагнера, но при этом культурный германский Волк постоянно "катил бочку" на еврейского Ягнёнка с "нечистым рылом". 

Каждый человек ассоциирует себя либо с Волком, либо с Ягнёнком, и выбирает соответствующую культуру поведения. 

Может ли Ягнёнок "прикинуться" Волком, напялить на себя волчью шкуру и "пожирать" других Ягнят? Наверно, может. Но бывают такие случаи, когда Ягнёнок сохраняет свою культурную идентичность даже ценою собственной жизни. 


Эта фотография была сделана 19-го июля 1941-го года в Сербии. У стога сена – 19 местных жителей, которых немецкие солдаты получили приказ расстрелять. Тот, который на снимке обозначен стрелкой – рядовой 714-й пехотной дивизии Вермахта - Йозеф Шульц.

Йозеф отказался участвовать в расстреле. Ему пригрозили - за неповиновение его ждёт военный трибунал. И тогда простой немецкий солдат положил оружие и встал вместе с теми, кого он должен был расстрелять.

На снимке - тот самый момент, когда Йозеф Шульц идёт навстречу своей смерти. Он был расстрелян вместе с пленными…

------------------------------------------------------------

Да, и конечно матриархальная культура - это культура Ягнёнка.