30 января 2022

Закон Осетра.

Закон Осетра (или откровение Осетра) – это изречение, гласящее, что "девяносто процентов всего – это мусор". Изречение было придумано Теодором Стёрдженом (Theodore Sturgeon), американским автором научной фантастики и критиком. Изречение было вдохновлено таким наблюдением Стёрджена: хотя научная фантастика часто подвергается критике за её низкое качество, большинство примеров работ в других областях можно в равной степени рассматривать как низкокачественные, и научная фантастика, таким образом, ничем не отличается в этом отношении от любого другого вида искусств.

Первое письменное упоминание этого изречения имеется в сентябрьском выпуске журнала Venture за 1957 год: "В этом и есть смысл откровения Осетра. Ему пришло в голову, что [научная фантастика] действительно на девяносто процентов дерьмовая, но также – Эврика! – девяносто процентов всего – дерьмо. Все эти вещи –  машины, книги, жрачка, причёски, люди и их «ежедневная болтовня» – для опытного и проницательного взгляда являются бессмысленными, за исключением приемлемой десятины, которая нравится каждому из нас". 

Ну, скажем так, не каждому из нас нравится одна и та же "изюминка", но все мы, как куры, разгребаем кучи мусора в поисках съедобного "зёрнышка". Собственно, этой "куриной" работой я и занимаюсь, отбирая из мусора "приемлемую десятину" и размещая её в своём блоге. При этом я, конечно, отдаю себе отчёт, что далеко не всем людям по нутру те "зёрнышки", которые нравятся мне. Но тут уж ничего не поделаешь. Как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет. Все люди - очень разные, да притом ещё и меняются [ментально] постоянно. Люди, говорящие на одном языке, часто вообще не понимают друг друга, потому что у каждого своё мировоззрение, которое определяется психо-физиологической конституцией человека, его воспитанием, культурой, традицией, духовностью и другими параметрами.


   
 

О райском изобилии эпохи неолита.

Лев Абалкин в записи "Кормилица" воздаёт осанну финиковой пальме, которая 

"на всём Ближнем Востоке воспевалась и превозносилась как первая кормилица.

Загадкой остаётся происхождение и начало возделывания пальмы — ведь, это непростое и трудоёмкое занятие. Так или иначе, финиковая пальма известна в Междуречье с VIII тысячелетия до нашей эры. После ячменя её плоды считались вторым хлебом и были чрезвычайно велики земельные наделы, отводимые под её сады. С веком человечьим сопоставим век той, кого величали "Гешнимбар" по-шумерски или "гишиммару" по-аккадски: начинает она плодоносить с шестого года и продолжает давать плоды свои свыше шестидесяти лет.

Из фиников делали хлеб, вино (шикару или курунну), уксус, мёд (дишпу). Стволы, листва, ветви, волокна издревле использовались как корм скотине, для плетения дверей и оград, изготовления верёвок, мешков, рогожи и даже одежды".

28

Число богини Иштар (известной в шумерам как Инанна) — 28. 



Чудо-юдо — наследие Трипольской культуры?

"Славянская народная традиция, связанная со змеями, состоящая из огромного количества поверий, табу и ритуалов, является одной из самых интересных и самых сложных в мире. И чрезвычайно древняя...", - говорит автор блога Old European culture в записи "Letnitsa Treasure".

Ну да, академик Б. А. Рыбаков отмечал в своё время, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии.  

Однако, тут возникает вопрос: насколько глубок этот архаизм? Уходит ли он корнями в скифско-киммерийские древности? Или ещё глубже - в эпоху срубной культурно-исторической общности (XVIII—XII века до н. э.)? Или, может быть, истоки этой традиции коренятся в матриархальной культуре Триполья? Уж там-то змеиный мотив встречается на каждом шагу (см.: О змеином мотиве в матриархате).



Песня жизни.

"У химба за дату рождения человека принимается не момент его появления на свет, и не момент его зачатия. А тот день, когда девушке пришло в голову завести ребёнка. Тогда она удаляется в уединённое место, садится под деревце и вслушивается в тишину, пока не услышит песни своего будущего ребёнка, собирающегося к нам в мир. Услышав эту песню, она идёт к мужчине-избраннику и учит этой песне его. И пара начинает петь её вместе, призывая малыша появиться на свет.

Когда наступает беременность, женщина учит этой песне деревенских повитух. В итоге, когда ребёнок рождается, все вокруг поют эту песнь, приветствуя его. Пока малыш растёт, все взрослые знают его песню и поют ему её в сложных ситуациях, если заболел, грустит или обидел кто-то".

Так, по крайней мере, сообщает Ольга Ускова в записи МОЯ ПЕСНЯ




"Озябшие богини" Египта и Эгеиды.

Это костяная фигурка с глазами из лазурита из Египта, ранний додинастический период, Накада I, 4000-3600 гг. до н. э.

Я говорил о ней в статье "Женщина с голубыми глазами". Я там "скопипастил" измышлизмы автора блога Old European culture о голубоглазых и светлокожих египтянках. Но, хорошо зная "загробную" символику синего (голубого) цвета у древних египтян и крито-минойцев и "потустороннюю" символику белого цвета у тех же египтян, критян и этрусков, я не стал бы отождествлять эту статуэтку с живой египтянкой. Эта древнеегипетская статуэтка напоминает мне кикладских "озябших богинь". 


Поближе познакомиться с ними можно в записи "Кикладские "озябшие" богини". Собственно, никакие это не богини, а что-то типа позднейших древнегреческих кор
(др.-греч. κόρη — «девушка»). В них нет никакого портретного сходства с покойниками, они все - на одной лицо, с архаической улыбкой на устах. Это, скорее, представления живущих о том, как выглядит душа умершего человека в загробном мире. 

Люда и Людоед.


Отто Дикс. Матрос и девушка. 1926 г.

A few words про древнеегипетских металлургов


Этот предмет из египетской коллекции Британского музея - ни что иное как древнеегипетские мехи, или поддувало. Устройство работало следующим образом: на круглую часть (горшок) натягивали кожаный мешок; к мешку привязывали верёвку; на мешок давили ногой – это гнало воздух по трубке в огонь; потом верёвкой мешок поднимали (чтобы не нагибаться и не расправлять его руками); мех наполнялся воздухом и был снова готов к работе. 

В гробницах есть древние изображения таких мехов. Например, в гробнице Рехмира (Фивы, ок. 1400 г. до н.э.) изображены рабочие, которые плавят слитки меди на открытой печке и для усиления жара используют именно такие ножные мехи из керамики и кожи. 

Источник.

Богатство Египта прирастало за счёт таких вот металлургов. История несправедлива в том смысле, что она в основном оперирует именами фараонов, которые часто расточали богатства, а про созидателей этих богатств она умалчивает. Фараоны и пирамиды занимают непропорционально много места в книгах по истории Древнего Египта. Как обычно, ищут не там, где потеряли, а там, где светло.