27 декабря 2024

Матриархат и торговля.

"В некоторых местах, как в Никарагуа, женщины не просто вели торговлю, но полностью её контролировали… В Тибете торговлю регулировал женский совет… Торговля мехами в Северной Америке вплоть до XIX века находилась полностью в руках женщин… В Меланезии, в Новой Британии и Новом Ганновере… в Ассаме и Манипуре… на Малайском полуострове… на островах Рюкю… в Бирме женщины держали в руках большую часть розничной торговли и значительную часть торговли вообще даже в 1960-х. Первое место среди регионов, где женщина-торговка была на коне, занимала Африка: «В Африке, в Конго и Камеруне, за рынки и базары отвечали женщины. Базарами у нигерийских ибо управлял женский совет, возглавляемый “королевой”». Эта словесная окаменелость из времён местного матриархата указывает также на то, как важны были базары для общения и объединения. Здесь женщины могли встречаться, обмениваться сплетнями и новостями, возобновлять старые контакты; новости распространялись от базара к базару за сотни миль, и никто не сомневался в достоверности того, что «бабы на базаре рассказали»."

Об этом пишет Розалин Майлз в своей монографии "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World", ссылаясь на работу Lewenhak, с. 124.

А. Дугин в своей Ноомахии ("Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М.: Академический проект, 2018. С. 95,96) сообщает: "Одной из основ экономики Империи Мали, как ранее Империи Гана, были золотые рудники Западной Африки, которые стали источником процветания правящей династии. <...> Империя Мали достигает своего апогея в период правления маиса Муса (1312— 1337), который знаменит тем, что во время своего хаджа в Мекку буквально усыпал свой путь золотом, что даже привело к обрушению его стоимости на Ближнем Востоке. <...> Современники описывают Мали XIV века как изнеженное общество, утопающее в роскоши и погружённое в непрерывные интриги и заговоры. Так как основу экономики составляет торговля, а также добыча золота и соли, на первый план выдвигаются города и каста торговцев. Эти признаки, как правило, характерны для обществ с ярко выраженной матриархальной доминантой. И действительно, многие арабские путешественники, посещавшие Мали, были удивлены свободными нравами женщин и их влиянием при дворе".

Ну а что же Крит со своей "талассократией"? Кто там заправлял торговлей – мифический царь Минос или вполне реальный женсовет? Я более склоняюсь к последнему.

Торговые пути минойской цивилизации, 1600-1400 гг. до н.э.

Kuhmist über alles.

В статье "Жизнь и смерть во времена Триполья: междисциплинарный анализ уникальных человеческих останков из поселения Косеновка, Украина (3700–3600 гг. до н.э.)" производится анализ находок из трипольского поселения Косеновка, Украина (ок. 3700–3600 гг. до н. э., Триполье C1–2).

Археологический контекст Косеновки. A: Карта, показывающая местоположение поселения Косеновка и стоянок эпохи энеолита, упомянутых в тексте. B: Фотография, показывающая местоположение дома 6 в ландшафте. C: Фотография, показывающая раскопки дома 6 в 2004 году. (Источник картинки).

На раскопанных черепах археологи обнаружили травмы, которые можно трактовать как следы межличностного акта насилия. Однако исследователи делают оговорку, что "нельзя исключать случайную причину для любой из этих травм".
Возможно, люди сгорели в доме при пожаре. Есть один случай из того периода, похожий на случай Косеновки. На месте поселения Кукутень в Подури-Дялул Гиндару (Триполье A1, ок. 4550–4300 гг. до н. э.) в контексте сгоревшего дома были найдены скелетные останки пяти человек, предположительно детей, в согнутых положениях и с разной ориентацией. Это один из примеров, для которого исследователи предлагают смертоносное событие пожара в качестве возможного объяснения.
Ну и по костям археологи определили, чем питались трипольцы. 
"На сегодняшний день Косеновка является первым трипольским памятником, для которого стабильные изотопы из человеческих, животных и зерновых останков позволили получить детальное представление о халколитическом пропитании. Несмотря на подавляющее преобладание костей животных в археологических находках из других поселений, наш расчёт пищевой сети чётко выявил растения как основной источник пищи для трипольцев в Косеновке, составляя около 90% суточной белковой пищевой доли. <...> Истинный калорийный вклад растений в питание людей Косеновки, как следует предположить, был выше, чем смоделированные 90%. Оставшаяся доля, представляющая уровень потребления мяса жителями Косеновки, могла быть довольно близка к самым низким уровням, зарегистрированным для неолитических и исторических земледельческих общин, представляя всего несколько килограммов в год. Исходя из этого, мы можем предположить, что производство навоза было гораздо более важной частью животноводства, чем производство мяса. Даже сегодня в земледельческих обществах, не имеющих доступа к искусственным удобрениям, большие кучи навоза считаются символами богатства, поскольку они отмечают, сколько полей может удобрить домохозяйство. Кроме того, наши результаты подтверждают гипотезу о том, что крупный рогатый скот был престижным животным, в первую очередь используемым в качестве тягловой силы для обработки полей, для производства навоза и для производства молочных продуктов, а не для производства мяса". <...> "Наш главный результат подчёркивает чрезвычайно большое значение злаков в рационе людей из Косеновки. Это согласуется с указанием на навоз, являющийся результатом высоких значений азота в зёрнах. Чтобы обеспечить крупные мегапоселения необходимыми им зерновыми, необходимо было удобрять пахотные поля, чтобы обеспечить адекватный урожай, а производство навоза могло быть основным мотивом для животноводства. Таким образом, наша реконструкция пищевой сети придаёт скоту иное значение в экономике питания мегапоселений Триполья, чем это было ранее".
Следовательно, надо полагать, что носители культуры Триполья не практиковали отгонное животноводство.
И ещё один вывод можно сделать. Я думаю, что в те времена в полях и лесах водилось много всякой дичи, и если мясо было столь редким продуктом на столах трипольцев, значит они были практически безоружны. Голыми руками ведь кабана не поймаешь. 

О практике вытягивания черепов.

Ещё одно интересное сообщение: в Китае были обнаружены самые древние в мире вытянутые черепа (Источник). Возраст самого древнего из черепов датирован 12 тысячами лет. 

"Ha дaнный мoмeнт китaйcкиe дeфopмиpoвaнныe чepeпa caмыe дpeвниe в миpe и пoкaзывaют, чтo тpaдиция вытягивaния гoлoв cлoжилacь зaдoлгo дo тoгo, кaк пpoизoшлa нeoлитичecкaя "peвoлюция" (пepexoд oт oxoты и coбиpaтeльcтвa к paзвитию ceльcкoгo xoзяйcтвa). Paнee caмыми дpeвними вытянутыми чepeпaми были тe, кoтopыe дaтиpoвaли 9-10 тыcячaми лeт". 

"Cкeлeты c вытянутыми чepeпaми были нaйдeны в мecтнocти пoд нaзвaниeм Xoутaoмугa в пpoвинции Цзилинь, и cудя пo cocтoянию зaxopoнeний, apxeoлoги пoлaгaют, чтo этo были пpeдcтaвитeли знaти".

Представители знати 12 тысяч лет назад? Сомневаюсь я, однако. 

Хотя, что понимать под словом "знать"? Знать может быть военно-политической (барон), торгово-экономической (купец), поземельной (барин) и духовной (священнослужитель). Первые три типа знати 12 000 лет точно не существовали. Ну, а шаманы, конечно, имели место быть. 

"Haучныe вepcии пoявлeния тaкoй культуpы caмыe нeвнятныe, учeныe пpocтo нe знaют, oткудa тaкoe пoявилocь, лишь пpeдпoлaгaя, чтo oнo cвязaнo c peлигиeй или нeкими coциaльными тpaдициями".

На мой взгляд, практика намеренного деформирования черепов могла быть связана с тем, что называется "шаманской болезнью". Если предположить, что в родовых обществах существовала своего рода теократия, тогда люди, имевшие экстрасенсорные (или сверхъестественные) способности, могли занимать в тех обществах почётное положение. Ну и, может быть, было замечено, что изменённые состояния сознания чаще бывают у людей с деформированной черепной коробкой. Поэтому некоторые мамы, видимо, из благочестивого рвения, стали намеренно деформировать черепа своих детей, дабы помочь им "заиметь связи" с духами (как ныне родители стараются заиметь связи с чиновниками и пристроить своё чадо на "тёплое место").