"В рассмотренных нами верованиях земля предстаёт в образе матери, т.е. 
существа, порождающего всё живущее, сотворяющего всё из своей 
собственной субстанции. Земля «жива» прежде всего потому, что 
плодоносна. Всё, что выходит из земли, наделено жизнью, и всё, что в неё
 возвращается, получает новую жизнь. Связь межу homo и humus не следует 
понимать упрощённо: человек — это земля, потому что он смертен; смысл 
ещё и в том, что человек живёт, потому что рождён от Terra Mater и 
вернётся в неё.
 Солмсен вывел значение слова mater из materies, и
 хотя эта этимология не верна (первоначально слово «материя» означало 
что‑то вроде «сердцевина дерева»), всё же у неё есть своё место в 
мифо-религиозной теории: «материя» выполняет функцию матери, потому что 
беспрерывно что‑то порождает. То, что мы называем жизнью и смертью, — 
просто два момента в целостном существовании Матери–Земли: жизнь — это 
выход из утробы Земли, отделение от неё, а смерть — возвращение «домой».
 Часто выражаемое людьми желание быть похороненными на родине есть всего
 лишь профанная форма этой мистической любви к своей собственной Земле, 
потребности вернуться в свой собственный дом. 
Надгробные 
надписи, найденные при раскопках захоронений на территории Римской 
империи, говорят о радости быть похороненным в своём отечестве: Hic 
natus hic situs est (Здесь рождён, здесь и погребён — лат.); Hic situs 
est patriae (Здесь погребён, на родине — лат.); Hic quo natus fuerat 
optans erat illo reverti (В то место, где когда‑то родился, туда желал 
вернуться — лат.) и т. д. Есть и надписи, в которых выражена скорбь 
из‑за невозможности получить это утешение: Altera contexit tellus dedit 
altera nasci (Одна земля даровала рождение, другая покрыла — лат). И 
потом, ведь предателей не хоронили, потому что, как поясняет Филострат, 
они не достойны «быть очищенными землёй». 
Вода считалась 
носителем семени; земля тоже носит семя, но в земле оно быстро даёт 
плод. Споры и семена могут пробыть в воде на протяжении нескольких 
циклов своей жизни, прежде чем дадут о себе знать; но о земле можно 
сказать, что она никогда не находится в покое, её дело — беспрерывно 
рождать, наделять формой и давать жизнь всему, что в неё возвращается 
неживым и бесплодным. Вода есть в начале и в конце каждого космического 
цикла, а земля — в начале и в конце каждой отдельной жизни. В жизнь всё 
приходит из воды, а в результате исторической (например, наводнения) или
 космической катастрофы (махапралая) возвращается в своё изначальное 
состояние бесформенности. 
Каждое проявление жизни — это 
следствие плодовитости земли; всякая форма землёю порождается, живёт и 
уходит назад в землю в тот момент, когда завершается отпущенная ей доля 
жизни, — возвращается, чтобы родиться вновь; но прежде нового рождения 
побыть в покое, очиститься и собраться с силами. Вода предшествует 
всякому творению, всякой форме; земля производит живые формы. 
Если
 мифологическое предназначение воды есть открывать и закрывать 
космические циклы, то предназначение земли — стоять в начале и в конце 
каждой биологической формы и каждой формы, имеющей свою точку в истории 
места («люди места»). Время, так сказать, спящее в воде, активно и 
подвижно в работе земли — порождении. Живые формы появляются и исчезают 
по меркам истории со скоростью света. Но сам процесс их прохода по жизни
 бесконечен; смерть живой формы — это способ скрытого и временного 
существования. Как таковая же, как вид, живая форма не исчезнет, пока 
воды позволяют земле производить её". 
 "Очерки сравнительного религиоведения". Мирча Элиаде.