"В рассмотренных нами верованиях земля предстаёт в образе матери, т.е.
существа, порождающего всё живущее, сотворяющего всё из своей
собственной субстанции. Земля «жива» прежде всего потому, что
плодоносна. Всё, что выходит из земли, наделено жизнью, и всё, что в неё
возвращается, получает новую жизнь. Связь межу homo и humus не следует
понимать упрощённо: человек — это земля, потому что он смертен; смысл
ещё и в том, что человек живёт, потому что рождён от Terra Mater и
вернётся в неё.
Солмсен вывел значение слова mater из materies, и
хотя эта этимология не верна (первоначально слово «материя» означало
что‑то вроде «сердцевина дерева»), всё же у неё есть своё место в
мифо-религиозной теории: «материя» выполняет функцию матери, потому что
беспрерывно что‑то порождает. То, что мы называем жизнью и смертью, —
просто два момента в целостном существовании Матери–Земли: жизнь — это
выход из утробы Земли, отделение от неё, а смерть — возвращение «домой».
Часто выражаемое людьми желание быть похороненными на родине есть всего
лишь профанная форма этой мистической любви к своей собственной Земле,
потребности вернуться в свой собственный дом.
Надгробные
надписи, найденные при раскопках захоронений на территории Римской
империи, говорят о радости быть похороненным в своём отечестве: Hic
natus hic situs est (Здесь рождён, здесь и погребён — лат.); Hic situs
est patriae (Здесь погребён, на родине — лат.); Hic quo natus fuerat
optans erat illo reverti (В то место, где когда‑то родился, туда желал
вернуться — лат.) и т. д. Есть и надписи, в которых выражена скорбь
из‑за невозможности получить это утешение: Altera contexit tellus dedit
altera nasci (Одна земля даровала рождение, другая покрыла — лат). И
потом, ведь предателей не хоронили, потому что, как поясняет Филострат,
они не достойны «быть очищенными землёй».
Вода считалась
носителем семени; земля тоже носит семя, но в земле оно быстро даёт
плод. Споры и семена могут пробыть в воде на протяжении нескольких
циклов своей жизни, прежде чем дадут о себе знать; но о земле можно
сказать, что она никогда не находится в покое, её дело — беспрерывно
рождать, наделять формой и давать жизнь всему, что в неё возвращается
неживым и бесплодным. Вода есть в начале и в конце каждого космического
цикла, а земля — в начале и в конце каждой отдельной жизни. В жизнь всё
приходит из воды, а в результате исторической (например, наводнения) или
космической катастрофы (махапралая) возвращается в своё изначальное
состояние бесформенности.
Каждое проявление жизни — это
следствие плодовитости земли; всякая форма землёю порождается, живёт и
уходит назад в землю в тот момент, когда завершается отпущенная ей доля
жизни, — возвращается, чтобы родиться вновь; но прежде нового рождения
побыть в покое, очиститься и собраться с силами. Вода предшествует
всякому творению, всякой форме; земля производит живые формы.
Если
мифологическое предназначение воды есть открывать и закрывать
космические циклы, то предназначение земли — стоять в начале и в конце
каждой биологической формы и каждой формы, имеющей свою точку в истории
места («люди места»). Время, так сказать, спящее в воде, активно и
подвижно в работе земли — порождении. Живые формы появляются и исчезают
по меркам истории со скоростью света. Но сам процесс их прохода по жизни
бесконечен; смерть живой формы — это способ скрытого и временного
существования. Как таковая же, как вид, живая форма не исчезнет, пока
воды позволяют земле производить её".
"Очерки сравнительного религиоведения". Мирча Элиаде.