16 ноября 2025

К вопросу о матриархате у этрусков (2).

Проф. Андрей Зубов указывает на глубокую архаичность религии этрусков, а архаичность всегда означает многозвучие матриархальных мотивов. 

Кажется, у этрусков имелось божество, подобное греческому Зевсу и римскому Юпитеру; во всяком случае, это божество под именем Тин изображалось с молниями в руках. 

Бронзовая статуэтка бога Тина с молниями в руке. V в. до Р.Х.

На мой взгляд, Тин похож на обезьяну с крито-минойских фресок.


Деталь изображения Богини, получающей красные тычинки (шафран) от обезьяны.

Супругой Тина является Уни. "Вы понимаете, - говорит А. Зубов, - что Уни – это Юнона, и отсюда слово «юная». Гера в греческой мифологии – это Уни для этрусков. Уни – покровительница царской власти.

На знаменитой табличке из Мурло, где изображены основные этрусские боги, только Уни сидит на троне, причём сидит и делает жест, который характерен для Геры и Юноны: она край своего пеплоса набрасывает себе на голову – характерный жест замужней женщины. Она сидит на троне. Все остальные боги или стоят, или сидят на курульных креслах. И это говорит о том, что у неё совершенно особое место, которого нет даже у Тина. Это великая Мать, великая Владычица земли и всех людей.

Бронзовая табличка из Мурло. Изображения богов с атрибутами власти. VI в. до Р.Х. (А.И. Немировский. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983. С. 192)

Идея трона, на котором восседает Великая богиня, восходит к Чатал-Хююку, то есть к среднему неолиту. А Чатал-Хююк – это Малая Азия. И эта азиатская традиция сохраняется в Этрурии.

Другое очень важное для этрусков божественное лицо – это Туран. На древних изображениях Туран, например, на зеркале из Пренесте, она – женщина с четырьмя крыльями.

Богиня Туран с крыльями. Рядом с ней Эрос и Гимерос. Изображение на этрусском бронзовом зеркале из Пренесте. 500-490 гг. до Р.Х.
 
Кстати, на урне из Перуджи богиня держит на поводках двух пантер. Она - владычица зверей. Напомню, что трон Чатал-Хююкской богини – это тоже два леопарда, которые образуют подлокотники трона", - пишет А. Зубов (Источник).

"Ещё одно древнее общее имя – это Аритими, Артумес. Это Артемида или А-ти-ми-то, чьё имя встречается на табличках микенского периода из Пилоса. Артемида или Диана, на латинский манер, – это именно этрусское женское божество, которое впервые было привнесено в Рим Сервием Туллием, основавшим святилище Дианы на Авентинском холме, а до того она не почиталась. Артемида занимает очень важное место в мифологии.

Ещё одно имя – это Ферсипна. Ферсипна – это, безусловно, Персефона. Она восседает на троне рядом с Аитой. Аита – это Аид, Гадес, Плутон. Она – царица подземного царства. Это, конечно же, то, что соединяет религию этрусков с Элевсином - микенским, а, возможно, и пеласгическим святилищем. Ферсипна и Аита на тронах изображены в гробницах Орка в Тарквинии и Голини в Орвието.

Гадес и Персефона в подземном мире. IV в. до Р.Х. Гробница Голини в Орвието

В Вейях мы находим надпись: «Цел ати» («Земляная матушка»). Ати – мать, цел – земля. Речь идёт о Церере (=Деметре), матери Персефоны. Таким образом, мы видим, что здесь достаточно ясно выстраивается общая восточная модель: Земляная матушка и её дочь, освобождающая от смерти.

На некоторых ковчегах, например, на ковчеге из Хасти Афунеи в Кьюзе, изображается богиня Кулсу, выходящая из полуоткрытой двери. Это врата подземного мира. Кулс на языке этрусков (сколь мы знаем) – это врата. То есть это то, из чего рождаются умершие, как ребёнок рождается через детородные органы женщины. Кулсу - это особое божество и, одновременно, аспект Земляной матушки, Целати. Это врата, вхождение. Но это и врата выхождения – ребёнок, входя в утробу как семя, выходит из неё и становится автономным живым существом".

Ковчег Хасти Афунеи из Кьюзе. Богиня Кулсу выходит из полуоткрытой двери. II в. до Р.Х.

Характерный этрусский храм имел три целлы (или так называемую «трёхнефную целлу») для размещения божественной триады. Так, в Капитолии, планировка которого распространится по всему римскому миру, по бокам Юпитера находились Юнона и Минерва.

Если учесть трансформации и пертурбации изначального матриархального пантеона, связанные с патриархальной революцией, то центральное место в трёхчастном святилище должна была занимать Мать, слева от неё – Дочь, а справа – быкоголовое чудовище, помесь Зевса, Аида и Диониса.

Несмотря на обилие матриархальных мотивов, этрусское Двенадцатиградие нельзя назвать стопроцентно-матриархальным. Мы не акцентируем внимание на патриархальных составляющих этрусского общества, однако они были довольно весомыми. Весомыми, но не подавляющими. "Совершенно точно то, что этрусские женщины имели привилегированный статус в обществе, особенно в сравнении с гречанками. Вспомним, что в двухчленной ономастической формуле, состоящей из имени и фамилии, которой мы, в конце концов, обязаны этрускам, они имели право носить имя (Ларсия, Рамта, Танаквиль), а фамилия по материнской линии с VII в. до н. э. присутствует на некоторых эпитафиях наравне с фамилией отца. Эти ономастические характеристики не могут быть независимыми от правовой системы. Литературные источники зачастую помещают этрусскую женщину на один уровень с мужчиной. Также можно упомянуть ложа на пиршестве, изображённые на фресках, отсылающих нас к известным гробницам Супругов из Черветери, хранящимся в Лувре и на Вилле Джулии. Погребальный инвентарь женских погребений ни в чём не уступает мужским, и пример погребения Реголини-Галасси является символичным, поскольку именно у царицы было наиболее выгодное положение и самые ценные изделия. 

Говоря об общественном строе этрусков, нельзя не удивиться изображениям трибун на фресках гробницы Колесниц в Тарквиниях: среди зрителей, присутствующих на конных и атлетических состязаниях, проводимых во время похоронных игрищ, присутствуют женщины, легко узнаваемые по их высокому головному убору. Некоторые из них восседают в первом ряду, словно они имеют право проедрии, и некоторые из них не колеблются сделать первый любовный шаг, положив руку на плечи своего соседа. Это положение несравнимо с положением греческой женщины, которой, например, запрещено было присутствовать на Олимпийских играх" (Источник).

Общее впечатление таково, будто матриархат у этрусков был совсем недавно.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий