Нашлась любопытная параллель к скифской шапке.
скифская шапка |
Е. Н. Панов, рассказывая об этносе илонгот (остров Лусон, Филиппинский архипелаг), затрагивает очень интересную тему охоты за головами. Речь идёт о весьма своеобразной форме инициации юношей илонгот. Ритуал инициации осуществляется не внутри самой общины, но требует жертвоприношения, субъектом которого становится кто-либо из чужаков, неважно какого пола и возраста. Более того, этнографы пришли к заключению, что ритуальные убийства такого рода оказывается «узловым центром социальной жизни илонгот» [1].
В системе представлений этого народа юноша становится полноценным мужчиной лишь после того, как сможет на глазах своих одногодков швырнуть на землю человеческую голову, пусть даже отрезанную кем-то другим из отряда, совершившего этот деяние. Только тогда он становится членом деревенского отряда бойцов, получает возможность жениться и принимать участие в обсуждении насущных проблем общины наряду с другими мужчинами и нести равную с ними ответственность за происходящее.
Юноша-убийца удостаивается определённого знака отличия от сверстников, которые ещё не принимали участия в охоте за головами. Это серьги, основу которых составляет пластина из рогового чехла клюва птицы-носорога, украшенной бусинами, металлическими колечками и раковинами моллюсков (рис. 9.5 а, б). В дальнейшем, если «послужной список» человека увеличится хотя бы на одну единицу, он получит право носить на голове во время ритуальных действ ещё более эффектную награду — целый клюв такой птицы, играющей важную роль в поверьях илонгот (рис. 9.5 в, г).
Вполне возможно, что у скифов (и у их арийских предков) существовал аналогичный вариант воинской инициации, - отсюда и голова орла на шапке.
-----------------------------------------------------------------
[1] Охота за головами практиковалась не только илонгот, но и другими этносами Филиппин до 1974 г., когда президент Фердинанд Маркос внёс закон, запрещающий этот обычай, и для его реализации начали действовать вооружённые отряды администрации.