02 октября 2023

Патриархальные моды.

Нашлась любопытная параллель к скифской шапке.

скифская шапка

Е. Н. Панов, рассказывая об этносе илонгот (остров Лусон, Филиппинский архипелаг), затрагивает очень интересную тему охоты за головами. Речь идёт о весьма своеобразной форме инициации юношей илонгот. Ритуал инициации осуществляется не внутри самой общины, но требует жертвоприношения, субъектом которого становится кто-либо из чужаков, неважно какого пола и возраста. Более того, этнографы пришли к заключению, что ритуальные убийства такого рода оказывается «узловым центром социальной жизни илонгот» [1].

В системе представлений этого народа юноша становится полноценным мужчиной лишь после того, как сможет на глазах своих одногодков швырнуть на землю человеческую голову, пусть даже отрезанную кем-то другим из отряда, совершившего этот деяние. Только тогда он становится членом деревенского отряда бойцов, получает возможность жениться и принимать участие в обсуждении насущных проблем общины наряду с другими мужчинами и нести равную с ними ответственность за происходящее. 

Юноша-убийца удостаивается определённого знака отличия от сверстников, которые ещё не принимали участия в охоте за головами. Это серьги, основу которых составляет пластина из рогового чехла клюва птицы-носорога, украшенной бусинами, металлическими колечками и раковинами моллюсков (рис. 9.5 а, б). В дальнейшем, если «послужной список» человека увеличится хотя бы на одну единицу, он получит право носить на голове во время ритуальных действ ещё более эффектную награду — целый клюв такой птицы, играющей важную роль в поверьях илонгот (рис. 9.5 в, г).

Рис. 9.5. Знаки отличия успешных охотников илонгот за головами. а – новичок в этом деле, удостоенный права носить серьги (б); в – опытный охотник, увенчанный головным убором из клюва птицы-носорога (г).


Вполне возможно, что у скифов (и у их арийских предков) существовал аналогичный вариант воинской инициации, - отсюда и голова орла на шапке.

-----------------------------------------------------------------

[1] Охота за головами практиковалась не только илонгот, но и другими этносами Филиппин до 1974 г., когда президент Фердинанд Маркос внёс закон, запрещающий этот обычай, и для его реализации начали действовать вооружённые отряды администрации.

О механизмах сохранения правопорядка в традиционных обществах.

Е. Н. Панов объясняет, каким образом в родо-племенном обществе без полиции, судов и тюрем совершается меньше преступлений, чем в современном обществе с полицией, судами и тюрьмами.

"Если нуэр убивает жителя своей либо соседней деревни, реальной становится опасность возникновения кровной вражды. Родичи убитого окажутся покрытыми позором, если не направят всю свою энергию на его отмщение. При этом жертвой может стать любой родственник убийцы по мужской линии. А коль скоро все жители деревни или округа находятся, в той или иной степени, в родстве друг с другом, в противостояние двух линиджей сразу же автоматически оказываются втянутыми множество людей. Такая ситуация совершенно нетерпима для общины. По словам Эванса-Причарда, боязнь вызвать кровную вражду — это самый важный механизм сохранения правопорядка внутри общины и основная гарантия сохранности жизни и имущества индивида".

Надо полагать, что именно чувство собственной уязвимости при встрече с "человеком с ружьём копьём" больше всего стимулировало людей "жаться" ко всем своим родственникам вплоть до седьмого колена. Ныне, когда каждая "сопля" может набрать на своём смартфоне номер полиции 102 или номер всех экстренных служб – 112, можно плевать на родственников. Да они и ничем не смогут помочь, ибо кровная месть в современном правовом государстве является уголовным преступлением. "За убийство по мотиву кровной мести санкцией ч. 2 ст. 105 УК РФ предусмотрено назначение наказания в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни" (Источник).