"Пережиточной формой мужских союзов были спартанские и критские столовые товарищества, которые на Крите так и назывались — «товариществами» или «мужскими домами». В Спарте устроение этих обязательных для всех граждан-мужчин совместных трапез традиция приписывала легендарному законодателю Ликургу, но правильнее думать, что древнейший законодатель (кем бы он ни был) лишь закрепил и упорядочил институт, который существовал с первобытных времён.
Древние авторы, подробно рассказывающие об этом «нововведении» Ликурга, указывают на его главную цель — поддержание равенства среди спартиатов, так сказать, на бытовом уровне: «Граждане собирались вместе и все ели одни и те же кушанья, нарочито установленные для этих трапез» (Plut. Lyc., 10, 1). Содержались эти трапезы вскладчину: «Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы» (ibid., 12, 3). И умеренностью застолья, и благочинием поведения сотрапезников, и выдержанностью их бесед эти обеды служили целям гражданского воспитания, отчего на них нередко приглашали и детей: «За трапезами бывали и дети. Их приводили туда точно в школу здравого смысла, где они слушали разговоры о государственных делах, были свидетелями забав, достойных свободного человека, приучались шутить и смеяться без пошлого кривляния и встречать шутки без обиды» (ibid., 12, 6).
Спартанские сисситии объединяли группы граждан примерно по 15 человек (ibid., 12, 3). Посещение их спартиатами — от простых граждан до царей включительно — было обязательным вплоть до позднего эллинистического времени (ibid., 12, 4-5). Однако вступление в столовое товарищество не было автоматическим для любого достигшего совершеннолетия спартиата: «Рассказывают, что желавший стать участником трапезы, подвергался вот какому испытанию. Каждый из сотрапезников брал в руки кусок хлебного мякиша и, словно камешек для голосования, молча бросал в сосуд, который подносил, держа на голове, слуга. В знак одобрения комок просто опускали, а кто хотел выразить своё несогласие, тот предварительно сильно стискивал мякиш в кулаке. И если обнаруживали хотя бы один такой комок, соответствующий просверленному камешку, искателю в приёме отказывали, желая, чтобы все, сидящие за столом, находили удовольствие в обществе друг друга. Подобным образом отвергнутого называли «каддированным»— от слова «каддихос», обозначающего сосуд, в который бросали мякиш» (ibid., 12, 9-11). Надо думать, что такие неудачники, которым было отказано в приёме в основную ячейку гражданской корпорации, попадали а разряд «умалённых» — гипомейонов.
У Афинея более детально рассказывается об устройстве столовых домов и организации самого застолья, подготовкой и проведением которого ведала некая жена (γυνή), в помощь которой давались три или четыре помощника из простолюдинов и слуги — подносщики дров" (цит. по: Фролов Э. Д. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002).
**********************************************************
Даже у дорийцев есть чему поучиться. Я прямо в восторге от сисситий спартиатов. Особенно мне нравится метод отбора участников совместных трапез. Вот именно с этого отбора и начинается т. наз. "гражданское общество". Интересно, что и демократия связана с отбором, то есть с тем же разделением "годных" и "негодных" элементов общества. Я имею в виду остракизм, "суд черепков" в Афинах. Аристотель говорит, что сначала граждане изгоняли таким образом приверженцев тирании; после стали подвергать изгнанию из остальных граждан всякого, кто только казался слишком влиятельным. Можно сказать, граждане Спарты царей на дух не переносили. "Принюхивались" друг к другу, и если замечали от кого-то "запашок" царизма, изгоняли его из общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий