18 января 2026

О приручении диких животных.

Из книги Роберта Бриффо "Матери":

«Привязанность детёнышей к матери значительно отличается по своему характеру от материнской любви; она состоит не столько в чувстве нежности, сколько в чувстве зависимости, которое вызывает панический страх, когда эта защита исчезает, и страх перед одиночеством. Детёныши плотоядных животных, даже если они не голодны, неизменно кричат ​​и воют, когда их оставляют одних (P. Chalmers Mitchell, The Childhood of Animals, p. 168). Поскольку она таким образом состоит в первую очередь из чувства зависимости, сыновняя привязанность особенно охотно принимает замену. Она нуждается не столько в матери как таковой, сколько в защитнике, проводнике, человеке, на которого она может опереться. Все молодые животные привязываются к первому существу, животному или человеку, которое будет о них заботиться. Новорожденные цыплята следуют за любым движущимся объектом. Руководствуясь только зрением, они, кажется, не имеют больше склонности следовать за курицей, чем за уткой или человеком». Заботясь о своих цыплятах с самого рождения, мистер Сполдинг полностью вытеснил их мать, и цыплята, без всякого поощрения, следовали за ним повсюду, не обращая ни малейшего внимания на свою скорбящую мать (D. A. Spalding, "Instinct; with Original Observations on Young Animals," Macmillan's Magazine, xxvii, p. 287.) «Когда индейцы убивают буйволицу, — говорит Хеннепин, — телёнок следует за ними и лижет им руки» (L. Hennepin, Voyage, ou nouvelle découverte à un très-grand pays dans l'Amérique, p. 191) Мистер Селус упоминает, что, застрелив самку носорога, которая только что родила телёнка, последний тут же побежал за убийцей своей матери и спокойно последовал за ним в его лагерь (F. C. Selous, A Hunter's Wanderings in Africa, pp. 361 sq). Способ, которым впервые произошло одомашнивание животных, станет очевиден из таких примеров.

О почитании матери в Африке.

Из книги Роберта Бриффо "Матери":

В полигамных африканских семьях мать мужа обычно является первым человеком, с которым встречается путешественник; она является настоящей главой женской части домохозяйства, и «семья», насколько это касается уз привязанности, состоит скорее из матери и сына, чем из мужа и жены. Женщины, с другой стороны, более тесно связаны со своей матерью, чем с мужем; в Тоголенде «связь между матерью и дочерью настолько сильна, что обе остаются связанными друг с другом до тех пор, пока один из них не умрёт. Любовь к мужу никогда не сможет вытеснить в сердце дочери любовь к матери» (K. Fies, "Der Hostamm in Deutsch-Togo", Globus, lxxxvi, p. 76). В восточных как и в африканских гаремах мать, а не главная жена, обычно является главой домохозяйства (L. M. Garnett, Turkish Life in Town and Country, p. 52). Лорд Кромер, который довольно сурово отзывается об египтянах, отмечает их привязанность к своим матерям; они часто повторяют изречение из Корана: «Рай лежит у ног матери» (Lord Cromer, Modern Egypt, p. 583). Аналогичные чувства были столь же распространены среди древних египтян. Писец Ани, писавший около 2700 г. до н.э., приводит следующий отрывок на эту тему: «Я дал тебе твою мать, ту, которая родила тебя с большими страданиями. Она поместила тебя в комнату наставления, чтобы ты мог получить знания из книг. Она неустанно заботилась о тебе и имела для тебя хлеб и пиво в своём доме. Когда ты вырастешь, и у тебя будет жена, и дом, обрати свой взор на ту, которая родила тебя и обеспечила тебя всем необходимым, твою мать. Пусть она никогда не упрекает тебя, чтобы не вознести руки свои к Богу, и Он не услышал её молитву» (F. Chabas, "Les maximes du scribe Ani", L'Égyptologie, ii, p. 52). 

Матриархальная контрэлита.

Элита — это те, кто имеет собственный проект будущего и средства для реализации этого проекта в виде денег и/или власти.

Контрэлита — те, кто имеет собственный проект будущего, отличный от элитарного, но не имеют для этого необходимых средств.

Антиэлита — это те, кто не имеет проекта будущего, но понимают и рефлексируют проект элит; он им не нравится и они выступают против этого проекта сугубо с деструктивными целями. Почему с деструктивными — понятно: конструктивных у них нет в этой ситуации. 

И, наконец, те, кто не понимают существования проекта — своего, чужого, — не находят себя в этом проекте, они относятся к неэлитам.

У меня есть собственный проект будущего, который можно обозначить как матриархальная меритократия. Сами мужчины считают женщин "прекрасным полом", — ну так и отдайте власть "прекрасным" людям, раз вы так считаете. Мисс Вселенная пусть правит Вселенной. Проект, конечно, неосуществимый, утопический, даже сказочный. Но, как поётся в популярной песне,

"Как скучно жить без светлой сказки

С одним лишь холодом в груди,

Без обольстительной развязки

Без упований впереди"...