1. Каждый развлекает как может среди мировой пустоты сам себя и тоскующую публику смертников, терпеливо дожидающуюся неминуемой — амнистий абсолютно не бывает — смерти (Людвиг Витгенштейн).
Это прямо обо мне.
2. Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Франческо Петрарка).
![]() |
Игорь Симонов. Это мы, Господи. 1989 г. |
3. Одиночество заключается вовсе не в том, что никого нет рядом. Суть его в невозможности донести до других то, что тебе представляется важным, или в отсутствии единомышленников. Знающий больше других, всегда остаётся одиноким. Тем не менее, одиночество вовсе не исключает общения, ибо никто так не нуждается в общении, как одинокий человек. Причем общение приносит плоды именно там, где каждый помнит о своей индивидуальности, не идентифицируя себя с другими (Карл Густав Юнг).
4. Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена). Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой (Корней Чуковский).
Как беспощаден детский писатель к современным детям, не читающим книг!
5. Нескончаемые сериалы, один тупее другого, пошлая эстрада, похотливые или агрессивные фильмы, аккуратно воздействуя на подсознание, культивируют дух эгоизма и насилия. Нормальный человек за короткий промежуток времени превращается в беспринципное животное, ведущее абсолютно бессмысленную жизнь (Сергей Капица).
6. В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии (Людвиг Фейербах).
Да, это так, но страсть может ведь повернуть человека и в противоположную сторону: "Влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за неё собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдёт и украдёт; будучи кроток - зарежет, будучи верен - изменит" (Фёдор Достоевский).
7. Наиболее ценные в человеке качества, собственно и делающие его человеком, нередко пробуждаются в суровой атмосфере, на грани нужды и несправедливости, в обстановке, которая бросает человеку вызов, подвергает его духовному испытанию. Однако эти качества почти неизбежно угасают, когда человеческому животному обеспечены максимально удобная, безопасная жизнь и равная доля благоденствия и счастья, пристойного стадному животному (Юлиус Эвола. «Люди и руины»).
Вот ведь парадокс: общество благоденствия, само того не желая, взращивает скотов, своих могильщиков. Тут есть о чём задуматься, применительно к древним матриархальным обществам.
8. «Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, - об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада» (А. П. Чехов).
9. Если Ницше говорил: «В XIX веке Бог умер», — то я говорю: «В XX веке человек умер» (Э. Фромм).
10. «Законы — словно паутина: ловят малых тварей, но большие легко прорываются» (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», I век н.э.).