27 марта 2023

Пережитки матриархата у грузин-хевсуров.

М. М. Ковалевский нашёл у хевсуров пережитки архаичных экзогамных браков, прямо как у австралийских аборигенов.

"Экзогамия, или запрещение браков между членами одной и той же родственной гругшы, так же как и преобладающая роль в опеке родственников co стороны матери и даже некоторые следы общности жён y членов определённой родственной группы, — всё это ещё существует и в наше время y наиболее отсталых племён, населяющих самые глухие местности Кавказа. Я имею в виду хевсуров, народ грузинского происхождения, которых ещё недавно, вследствие некоторых особенностей их костюма, считали потомками древних крестоносцев, захваченных кавказскими горцами во время перехода через Грузию и загнанных в самую глубь горных долин.

хевсурские воины в традиционной одежде

Как и большинство кавказских племён, хевсуры делятся на кланы, или gentes. Экзогамия y них строго соблюдается. И так как y них, подобно краснокожим, в частности ирокезам, несколько gentes часто входят в состав одной и той же фратрии, то между этими gentes брачные союзы не допускаются. 

Хевсурская семья представляется современному исследователю имеющей черты моногамии. Ho это не исключает возможности общего владения женщиной до брака. Хевсуры в этом отношении очень похожи на своих ближайших соседей — пшавов: они признают за девушками право выбиратъ себе возлюбленных и покровителей, которые называются «цацали». Чтобы объяснить точный смысл подобного обычая, мы сопоставим его с тем, который англичанин Хауитт приписывает семейному быту австралийского племени Курнаи. Судя no его сообщению, y этого племени хотя и допускается индивидуальный брак, но разрешается сожительство всех членов данной группы родственников с девушкой, которую один из них наметил себе в жёны. Индивидуальное обладание женщиной может бытъ получено только этой ценой. Можно предположить, что таким временным гетеризмом женщина выплачивает свой долг общине, достоянием которой она была когда-то в течение долгого времени. Гетеризм пшавских и хевсурских девушек (можно сказать, также и y сванетов, другого горского племени Грузии) не может быть иного происхождения. После свадьбы женщина принадлежит только своему мужу; но до свадебного торжества она не расстаётся co своим «цацали», которого она себе избрала и которого она может менять сколько ей угодно.

Родство по матери - характерная особенность первобытной семьи.

Из книги М. М. Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" (М., ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство. 1939): 

"По словам Пистория, малайская семья состоит из матери и её детей, отец в неё не входит; он связан более тесными родственными узами co своими братьями и сёстрами, чем co своей женой и её потомством. Женившись, он продолжает житъ в семье своей матери. Там его настоящий дом, он продолжает обрабатывать землю этой семьи, работать на эту семью; своей жене он оказывает лишь случайную помощь. Содержание жены и детей не составляет обязанности мужа; для этого служит имущество материнского рода, являющееся общей неотчуждаемой собственностъю. Β материнский же род возвращается имущество каждого умершего малайца.

Один современный английский писатель, Эндрю Лэнг, следующим обраэом излагает свидетельства историков относительно существования матриархальной семьи y некоторых народов древности.

У ликийцев, по Геродоту, сохранился обычай называться по имени матери, a не отца. Общественное положение человека определялось положением его матери. Приводя эту выдержку, Бахофен дополняет её следующим важным замечанием: в ликийских надписях упоминается исключительно имя матери. Обычаи, аналогичные ликийским, существовали, по Полибию, и в Локриде, где считались только с родством по женской линии. Эфиопы больше всего чтили своих сестёр, и их вожди передавали свою властъ только сыновьям своих сестёр, a не собственным детям. С другой стороны, финикияне, по свидетельству Санхуниафона, обозначали своё происхождение лишь по женской линии. Что же касается египтян, то дошедшие до нас документы в этом отношении очень противоречивы. Во всяком случае, по совокупности имеющихся y нас сведений, мы можем предположить, что в долине Нила родство по матери имело большое значение. Официальные акты, относящиеся κ эпохе до царя Филометора, часто обозначают человека только no eгo матери; в иероглифических надписях также нередко указывается имя матери без упоминания имени отца. Ho можно найти и обратные случаи. Так, в генеалогии великих жрецов, ο которых говорит Геродот, происхождение всех их одного от другого обозначается по мужской линии. Отсюда можно было бы заключить, что обычай считать родство по отцу установился прежде всего в жреческом сословии [1].

Ho как бы ни обстояло дело в Египте, многочисленные факты, которые мы только что привели, не оставляют никакого сомнения в глубокой древности системы родства по матери, что составляет самую характерную особенность
первобытной семьи".

"Как видим, семья, основанная на родстве по отцу, вовсе не является универсальной формой семейной организации и очень многие древние и современные народы совершенно не знали её, a некоторые, хотя и подчиняются власти отца, но ещё сохраняют многочисленные следы существовавшей ранее системы родства по матери. Спрашивается, как же можно разумно оспаривать эту теорию, которая подтверждается столь многочисленными и убедительными доводами и вполне согласуется с материальным и интеллектуальным состоянием первобытного человечества?"
 

---------------------------------------------------------------------------

[1] Кстати, по замечанию В. В. Розанова, у древних египтян операции обрезания подвергались лишь кандидаты в жрецы.  

«Гетеризм гостеприимства» между мужчинами и женщинами двух кланов.

М. М. Ковалевский в "Очерке происхождения и развития семьи и собственности" (М., ОГИЗ, 1939), опровергая россказни Бахофена о первобытном "гетеризме" (промискуитете), показывает, откуда "растут ноги" у представления о беспорядочных половых связях в архаических обществах [1].

"Β последние годы тщательное изученис общественного строя краснокожих и австралийцев, произведённое миссионерами и учёными, которые жили среди них и владели их языком, привело не только κ ещё большему сомнению в существовании начального промискуитета, но и κ открытию внутреннего строя неизвестного до того времени общества.

Предоставим слово сначала Файсону, неутомимому английскому миссионеру, добросовестному наблюдателю быта австралийских племён. Описанный им семейный строй ближе всего κ той общности женщин, ο которой было так много споров.

Самая несложная и, по-видимому, самая первобытная из известных нам организаций, повествует этот английский автор, — та, при которой в племени существует только две группы, состоящие каждая из мужчин и женщин, носящих одно и то же семейное имя. Β обеих группах признаётся родство no матери, и члены каждой из них обязаны избегать половых сношений между собой. Так, например, в округе Маунт Гамбир, в южной Австралии, живёт только одно племя, и тем не менее оно разделяется на две группы, которые можно уподобить кланам или gentes: на группу Кумите и группу Кроки. Браки в пределах одной и той же группы строжайше запрещены; следовательно, эти группы экзогамны. Β το же время всякий Кумите считается по праву мужем всякой женщины из группы Кроки, как всякий Кроки —мужем всякой Кумите. Дети, рождённые от мужчины Кумите и женщины Кроки, являются членами группы Кроки; между тем дети, прижитые женщиной Кумите от сожительства с Кроки, могут быть только Кумите. Таким образом, ребёнок принадлежит κ группе своей матери и носит одно с ней прозвище. Группы эти не имеют своей определённой территории, и члены их живут смешанно в одних и тех же селениях, разбросанных на пространстве нескольких тысяч миль. Благодаря этому возможны мимолётные связи между каким-нибудь Кроки, забредшим издалека, и женщиной Кумите, с самого своего рождения живущей в том селении, которое он случайно посетил, так как всякий Кроки имеет права мужа по отношению кo всякой женщине из группы Кумите, так же как и Кумите по отношению ко всем женщинам Кроки. Отсюда возник «гетеризм гостеприимства», ещё в наши дни существующий y племён Африки и Азии — y кафров, так же, как y туземцев Сибири, коряков и чукчей.

По своему происхождению гетеризм гостеприимства не связан с промискуитетом, так как случайная связь гостя допускается лишь при условии, что этим не нарушается закон экзогамии. Таким образом, Кумите, поселившийся y женщины Кумите, будет воздерживаться от половых сношений co своей предполагаемой сестрой. Иначе было бы, если бы хозяйка дома была из клана Кроки: не принадлежа κ числу его родственниц, она тем самым попадала в разряд его жён.