М. М. Ковалевский нашёл у хевсуров пережитки архаичных экзогамных браков, прямо как у австралийских аборигенов.
"Экзогамия, или запрещение браков между членами одной и той же родственной гругшы, так же как и преобладающая роль в опеке родственников co стороны матери и даже некоторые следы общности жён y членов определённой родственной группы, — всё это ещё существует и в наше время y наиболее отсталых племён, населяющих самые глухие местности Кавказа. Я имею в виду хевсуров, народ грузинского происхождения, которых ещё недавно, вследствие некоторых особенностей их костюма, считали потомками древних крестоносцев, захваченных кавказскими горцами во время перехода через Грузию и загнанных в самую глубь горных долин.
хевсурские воины в традиционной одежде |
Как и большинство кавказских племён, хевсуры делятся на кланы, или gentes. Экзогамия y них строго соблюдается. И так как y них, подобно краснокожим, в частности ирокезам, несколько gentes часто входят в состав одной и той же фратрии, то между этими gentes брачные союзы не допускаются.
Хевсурская семья представляется современному исследователю имеющей черты моногамии. Ho это не исключает возможности общего владения женщиной до брака. Хевсуры в этом отношении очень похожи на своих ближайших соседей — пшавов: они признают за девушками право выбиратъ себе возлюбленных и покровителей, которые называются «цацали». Чтобы объяснить точный смысл подобного обычая, мы сопоставим его с тем, который англичанин Хауитт приписывает семейному быту австралийского племени Курнаи. Судя no его сообщению, y этого племени хотя и допускается индивидуальный брак, но разрешается сожительство всех членов данной группы родственников с девушкой, которую один из них наметил себе в жёны. Индивидуальное обладание женщиной может бытъ получено только этой ценой. Можно предположить, что таким временным гетеризмом женщина выплачивает свой долг общине, достоянием которой она была когда-то в течение долгого времени. Гетеризм пшавских и хевсурских девушек (можно сказать, также и y сванетов, другого горского племени Грузии) не может быть иного происхождения. После свадьбы женщина принадлежит только своему мужу; но до свадебного торжества она не расстаётся co своим «цацали», которого она себе избрала и которого она может менять сколько ей угодно.
Приведённые здесь факты, касающиеся группового брака и вытекающих из него последствий, экзогамии и системы родства по женской линии — все эти пережитки древнего порядка, сохранившиеся y племён, давно уже перешедших κ патриархальному строю, как нам кажется, убедительнейшим образом доказывают правильность следующего общего положения. Первоначально семья не представляла собой индивидуальной пары, как теперь; она coстояла из целой группы людей, носящих одно и то же имя, происходящих от одной женщины, вступающих в брак с соблюдением правил экзогамии, сообща владеющих своими жёнами.
Такая семья, происходящая от одной женщины, экзогамная, не признающая иного брака, кроме группового, может быть названа матриархальной. И мы будем отличать её от другого рода семейной группы, более поздней, родоначальником которой является отец или старший из агнатов (родственников по мужской линии).
Мы можем, таким образом, заключить, что древнейшей формой развития семейного строя был матриархат, a патриархат явился уже как необходимое следствие этого бесконечно более архаического порядка вещей".
Не-е-е! Такой "групповой" матриархат мне совсем не нравится. Мне гораздо больше по душе, когда муж живёт в своём роду, вместе со своей маминькой (как Бальзаминов), а жена — в своём, и тоже со своей маминькой. Муж по ночам приходит "в гости" к жене, а утром убирается восвояси. Детей растит и воспитывает жена, а муж приносит подарки. Так было, например, у японцев в средние века. И так обстоит дело у народа минангкабау в Индонезии в настоящее время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий