Из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита" (Новосибирск, "Наука", 1988):
"Изучая ганьсускую крашеную керамику этапов мацзяяо и баныпань, Ю. Г. Андерсон обратил внимание на то, что «люди культуры яншао в Ганьсу имели два сорта керамики: один для живых, другой — для мёртвых» [1], т. е. выделил по функциональному признаку бытовую, с его точки зрения, керамику мацзяяо и погребальную керамику баньшань. Основанием для такого деления послужило то, что мацзяяоская керамика встречалась только в поселениях, тогда как баньшаньская — только в погребениях.
Анализируя баньшаньский орнамент, Ю. Г. Андерсон выделил устойчивый мотив, присутствовавший на большинстве изделий этой группы, названный им «орнаментом смерти» (death pattern). «Орнамент смерти» представляет собой два расположенных друг против друга ряда зубьев, выполненных чёрной краской, между которыми помещается красная или лиловая полоса (рис. 1, б).
Ю. Г. Андерсон по этому поводу отмечал: «Особо следует подчеркнуть, что ни один из этих двух элементов данного орнамента не встречается на бытовой керамике мацзяяо, особенно же поразительно то, что красный цвет, по-видимому, строго запрещён для живых и предназначен исключительно для культа мёртвых» [2]."