22 октября 2022

"Рожаницы" неолитической культуры Яншао.

В продолжение записей Роженица и Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".


Староевропейские символы культуры Винча перекликаются с росписями яншаоской керамики
на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в 5—3-ем тысячелетии до н. э. (Все изображения взяты из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита".)

 

В чём смысл строительства рондел?

В записи "Зачем заборы городили в неолите?" говорилось о функциональном назначении староевропейских рондел типа Гозекского круга.

Скорее всего, ронделы были «местами сбора» для проведения ритуалов и одновременно своеобразными «административными» центрами. 

Неожиданная подсказка пришла от В. Р. Кабо, лучшего русскоязычного знатока культуры австралийских аборигенов: 

«По словам одного автора, ему удалось выяснить значение системы концентрических кругов в одном из племён. Это было священное изображение целого племени и всех его верований... Внутренний круг был самим племенем. Внешние концентрические круги обозначали жизненный цикл его членов, от первой инициации в юности до полного посвящения в зрелости... Их охватывал круг стариков, высшего совета племени, средоточия всей его мудрости... Затем шли другие круги, тотемические и священные, связующие племя в единое целое, окружающие его жизнью, продолжающейся на земле и во вселенной... Один из наружных кругов был солнцем, последний круг, охватывающий собой всё, был само небо и всё, что олицетворяет собою вселенная» [1].

К символике красного цвета.

Из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита" (Новосибирск, "Наука", 1988):

"Изучая ганьсускую крашеную керамику этапов мацзяяо и баныпань, Ю. Г. Андерсон обратил внимание на то, что «люди культуры яншао в Ганьсу имели два сорта керамики: один для живых, другой — для мёртвых» [1], т. е. выделил по функциональному признаку бытовую, с его точки зрения, керамику мацзяяо и погребальную керамику баньшань. Основанием для такого деления послужило то, что мацзяяоская керамика встречалась только в поселениях, тогда как баньшаньская — только в погребениях.

Анализируя баньшаньский орнамент, Ю. Г. Андерсон выделил устойчивый мотив, присутствовавший на большинстве изделий этой группы, названный им «орнаментом смерти» (death pattern). «Орнамент смерти» представляет собой два расположенных друг против друга ряда зубьев, выполненных чёрной краской, между которыми помещается красная или лиловая полоса (рис. 1, б). 


Ю. Г. Андерсон по этому поводу отмечал: «Особо следует подчеркнуть, что ни один из этих двух элементов данного орнамента не встречается на бытовой керамике мацзяяо, особенно же поразительно то, что красный цвет, по-видимому, строго запрещён для живых и предназначен исключительно для культа мёртвых» [2]."