В записи "Зачем заборы городили в неолите?" говорилось о функциональном назначении староевропейских рондел типа Гозекского круга.
Скорее всего, ронделы были «местами сбора» для проведения ритуалов и одновременно своеобразными «административными» центрами.
Неожиданная подсказка пришла от В. Р. Кабо, лучшего русскоязычного знатока культуры австралийских аборигенов:
«По словам одного автора, ему удалось выяснить значение системы концентрических кругов в одном из племён. Это было священное изображение целого племени и всех его верований... Внутренний круг был самим племенем. Внешние концентрические круги обозначали жизненный цикл его членов, от первой инициации в юности до полного посвящения в зрелости... Их охватывал круг стариков, высшего совета племени, средоточия всей его мудрости... Затем шли другие круги, тотемические и священные, связующие племя в единое целое, окружающие его жизнью, продолжающейся на земле и во вселенной... Один из наружных кругов был солнцем, последний круг, охватывающий собой всё, был само небо и всё, что олицетворяет собою вселенная» [1].
Получается, что такого рода концентрическими кругами очень удобно структурировать общество вокруг какой-нибудь центральной святыни. В центре круга, допустим, находится какой-нибудь идол. В таком случае, самый ближний круг может состоять из жрецов. Кстати, это понятие - "ближний круг" - часто используется для описания царской камарильи, ибо при самодержавии роль племенного идола выполняет царь.
Мне кажется, ронделы типа Гозекского круга отчасти напоминают китайский небесный храм Тянь Тань.
Император Поднебесной империи, после трёхдневного поста, совершал молебен в самом центре этого храма. За ограждением, на круговой площадке чуть ниже него, находился, надо полагать, тот самый "ближний круг". Я думаю, что на площадке ещё ниже находились всякого рода царские лизоблюды и прихлебатели. Затем - на более широкой площадке - присутствовали госчиновники разных уровней. И - за воротами - толпился народ.
Может быть, на собраниях внутри рондел люди тоже размещались по разным "полочкам", с возможностью перехода с одной "полочки" на другую, от периферии - к центру (и наоборот).
Для теократий вообще характерно иерархическое устройство общества. Если мы взглянем на Царство Божие, которое явил миру Иисус Христос, то Сам Он находился в эпицентре этого Царства. В самой непосредственной близости от Него находился ученик, которого Он любил больше всех, - Иоанн. Далее идёт "троица" апостолов, которых Иисус брал с собою на гору преображения, - Иоанн, Пётр и Иаков. Затем мы видим круг из двенадцати апостолов, которые всюду следовали за Учителем и которые были с Ним на Тайной Вечере.
Тайная вечеря |
Ещё далее от Иисуса отстоят 72 ученика, которых Он послал проповедовать "благую весть" о пришествии Спасителя. Они представляют собой ещё один, более широкий "круг". А на самой периферии находятся все верующие, которые одной ногой стоят в Царстве Божием, а другая нога вист над "тьмою внешней", где хаос и скрежет зубовный.
«Данте и Вергилий в аду» Вильяма Бугро. |
Я полагаю, что структуризация социума вокруг святыни как раз и производилась для того, чтобы не было хаоса и ада среди людей. Ради этого строились святилища Гёбекли-Тепе и все другие подобные кольцевые структуры-ронделы.
-------------------------------------------------------------------------------
[1] Кабо В. Р. Синкретизм первобытного искусства [по материалам австралийского изобразительного искусства] / Ранние формы искусства.— М., 1972.— С. 287.
Комментариев нет:
Отправить комментарий