22 октября 2022

"Рожаницы" неолитической культуры Яншао.

В продолжение записей Роженица и Рождение - смерть - возрождение в одном символе "М".


Староевропейские символы культуры Винча перекликаются с росписями яншаоской керамики
на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ) в 5—3-ем тысячелетии до н. э. (Все изображения взяты из монографии В. В. Евсюкова "Мифология китайского неолита".)

 
Для меня здесь нет ничего удивительного. Я уже приводил многочисленные параллели между культурами, отстоящими друг от друга на тысячи километров. В своё время ещё В. Я. Пропп показал, что видимое многообразие русской волшебной сказки на деле сводится к различным комбинациям весьма ограниченного числа сюжетных ходов-функций. То же самое применительно и к мифологическим системам. Тем более что время существования группы культур Яншао (4400—2700 до н. э.) близко ко времени существования культуры Винча. Есть такое понятие - "дух времени": в определённое время один и тот же дух как бы "витает" по всей Земле и внушает людям сходные мифологические понятия и представления.

Интересно, что китайские археологи объясняют рассматриваемый нами образ на сосудах баньшань как изображение лягушки. Что, в принципе, верно, хотя В. В. Евсюков не согласен с таким толкованием.

Матриархальный символизм лягушки нам хорошо известен (см.: Символика лягушки (1) и Символика лягушки (2)), и в древности она, безусловно, почиталась как царевна-лягушка или даже как богиня. Например, древние египтяне почитали богиню Хекат в виде лягушки. Примечательно, что эту богиню связывали с деторождением. Беременные женщины носили амулет в виде лягушки, сидящей на лотосе. Акушерки называли себя «Служительницами Хекат» (Хекат фигурирует в истории «Рождения царских детей» в папирусе Весткара). 

До появления гончарного круга керамические сосуды лепились руками женщин, так что здесь нет ничего удивительного, а, напротив, это даже вполне ожидаемо и закономерно, что на росписях керамики воплотились женские коллективные страхи, связанные с высокой смертностью при деторождении. Если даже в наше время в перинатальных центрах беременные женщины-атеистки вешают себе на шею православный крестик в качестве амулета, то что говорить о женщинах эпохи неолита?

Комментариев нет:

Отправить комментарий