20 ноября 2022

К этимологии имени Прометей.

"Одно из прозвищ Агни — "Прамати": согласно индийским текстам, деревянный стержень, вращением которого добывали священный огонь, назывался pramantha" (Ариэль Голан).

Добывание священного «Живого огня». Реконструкция

Прамати, pramantha... Может быть и Прометей стоит здесь где-то рядом?

В записи "Гестия" говорилось, что, согласно одному из вариантов древнегреческого мифа, титан Прометей украл огонь у Гестии, чтобы передать его людям.

Гестия и Веста — это одна и та же богиня. Авгу­стин при­во­дит цита­ту из Варро­на, в кото­рой Веста высту­па­ет как ипо­стась Зем­ли, и Лак­тан­ций при­пи­сы­ва­ет языч­ни­кам взгляды на Весту как на вопло­ще­ние Зем­ли (II, 6). Земля — "Мати". 

Интересно, что центральная потолочная балка в русских избах называлась матицей. Матица располагалась перпендикулярно к оси «вход — красный угол». У славян считалась оберегом и хранительницей дома. Посторонним не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев.

 

Снизу — "мати", сверху — "матица", а трущийся вертикальный стержень промеж ними — как называется? "Промежник"? Или может быть Прометей? Так или иначе, его фаллическая форма вполне очевидна.

Остроумная женщина.

Агата Кристи говорила: "Я вышла замуж за археолога, чтобы не бояться возраста. Для любителя древностей, чем старше предмет, тем интереснее".

Яномамо.

Яномамо живут в джунглях Амазонии в высокогорных районах Бразилии и Венесуэлы.

До 60-х годов прошлого века яномамо жили в постоянной войне между поселениями, изредка объединяясь деревнями против общего врага.

Все жители деревни, а их, как правило, от 40 до 300 человек, живут в одной общей овальной хижине без перегородок – шабоно. У каждой семьи есть свое место, костровая яма и гамаки.

Самые уважаемые люди в любом индейском племени – шаман и вождь. У яномамо эти функции выполняет один человек. Его выбирают по умениям решать споры, готовить лекарственные и галлюциногенные снадобья и общаться с духами. Избранным на уважаемую должность быть никто не хочет. Вождь первым идет в бой, последним ест и, несмотря на политический и религиозный авторитет, имеет меньше всего имущества и привилегий.

Маленькими детьми, в том числе мальчиками в возрасте до 8 лет, занимаются исключительно матери. Они берут подрастающее поколение на работу в поле, ловлю рыбы и сбор плодов. Повзрослев, девочки так и остаются с матерями перенимать женское ремесло, в то время как воспитанием мальчиков начинают заниматься мужчины.

Яномамо не курят табак, а жуют, причём все без исключения. Он, говорят яномамо, настоящий спаситель: подавляет голодные спазмы и придаёт сил. Нередко на торжествах воины племени принимают галлюциногены: грибы «екуана», семена «йопо» или внутреннюю часть коры одурманивающих деревьев, стёртую в порошок и смешанную с золой. Последний галлюциноген, влияющий в первую очередь на слух, вдыхают через полый побег бамбука до появления первых признаков тошноты и сильной головной боли. 


Языческие корни футбола.

Ариэль Голан, реконструируя неолитический миф, объясняющий восход и заход солнца (олень похитил солнце-деву в подземном мире и бежал с ней на небо, а разгневанный владыка преисподней погнался за оленем, сразил его и вернул свою пленницу обратно), предполагает, что, видимо, существовали обрядовые действа, иллюстрировавшие соперничество с целью обладания солнечной девой, борьбу за солнце. "Отсюда, наверное, происходят различные игры с мячом: ацтекская ритуальная игра в мяч, весенняя ритуальная игра в мяч, известная в Германии и Англии (эти ритуальные игры с мячом со временем превратились в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, гандбол). Если читатель сомневается в том, что футбол - игра по происхождению не английская и что возникла она из мистерии, представляющей миф о борьбе за солнце, то пусть обратит внимание, например, на тот факт, что в Индонезии играют в футбол с незапамятных времён и что при этом играют горящим мячом".


В Мезоамерике возрождается доиспанская традиция игры в мяч.
 

 
 
Как видно, традиционные игры отличаются от современных аналогов тем, что в них заложен элемент преодоления боли, что равносильно победе духа над материей (телом, "плотью").