21 июля 2022

А был ли "чистый" патриархат?

Найра Ювал-Дэвис (Yuval-Davis) говорит, что само понятие патриархата весьма проблематично. Полагая его приемлемым для ряда конкретных исторических периодов и географических регионов, Ювал-Дэвис считает понятие «патриархат» слишком грубым аналитическим инструментом в целом. В большинстве обществ некоторые женщины обладают властью как над мужчинами, так и над другими женщинами.

Да, это хороший аргумент в дискуссиях с теми, кто отрицает историческое существование матриархальных обществ. Как сообщает русскоязычная Википедия, "в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало" (Источник). А чисто патриархальные общества? Они где-нибудь когда-нибудь существовали? Классическая греко-римская культура считается патриархальной. Но и у древних греков, и у древних римлян можно найти массу обычаев, которые отнюдь не свойственны патриархату. Всем известно, как Филлида ездила верхом на Аристотеле. 

Аристотель и Филлис. Сосуд для воды,бронза,фламандский мастер, начало 15 века.

Хотя это средневековая легенда, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Во все времена и у всех народов были мужчины-"подкаблучники". А это уже не "чистый" патриархат.

О либеральном феминизме.

"В отличие от классической либеральной традиции, которая выступает за уменьшение роли государства, большинство либеральных феминистов полагает, что государство — это та самая сила, которая обладает возможностями укрепления прав женщин. Хотя его можно вовлечь и в дискриминационную деятельность, государство способно стать нейтральным арбитром — необходимым гарантом равенства женщин", - говорит Энн Тикнер (Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 52). 

Хм, сомневаюсь я, однако, чтобы государственные чиновники добровольно самоустранились и посадили на свои "тёплые" места либеральных феминистов. И нейтральным государству быть никак нельзя, поскольку чиновничья братия представляет собой корпорацию, у которой есть свои собственные интересы.

Но здесь надо отметить, что в современном российском "мужском движении" чрезвычайно распространён нарратив о том, что якобы "матриархальное" государство всемерно поддерживает женщин и, наоборот, "гнобит" мужчин.

Источник картинки

То есть, МД-шники выступают контрагентами нарратива либеральных феминистов. Обе стороны апеллируют к государству как "царю-батюшке", желая перетянуть его на свою сторону. Типа, как дети жалуются отцу друг на друга, чтоб он "разрулил" ситуацию и навёл порядок в семье.

Учитывая патриархальные "корни" государственности, позиция либеральных феминистов кажется мне изначально проигрышной.

немного статистики

По данным ООН, женщины выполняют 1/3 оплачиваемой работы и 2/3 неоплачиваемой, при этом получают только 10% глобального дохода и владеют 1% глобальной собственности. Они вместе с детьми составляют 80% беженцев из зон конфликтов, более 50% неграмотных, но в то же время почти исключены из правящей политической элиты, составляя в ней всего 5% на уровне глав государств и руководителей министерств.

(Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 12) 


Это брежневское политбюро ЦК КПСС 1981 года, эпохи "развитого социализма", "самой прогрессивной общественной формации в мире" (так позиционировал себя СССР на международной арене). И, как видим, - ни одной женщины. Имеет ли смысл говорить про не столь "прогрессивные" государства? Там картина аналогичная: кондовый патриархат.

Мещеряки.

Круковский М.А. Семейный портрет мещеряков. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Чишминский р-он, Чишмы д. (Оренбургская губ.). 1908 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.

"Мещеряки" - это почти уже совершенно обрусевшие остатки финно-угорской мещеры, проживавшие в Пензенской и, частично, Тамбовской и Саратовской губерниях, к началу 20 века более тридцати тысяч человек, если верить губернским изданиям, насчитывали.

Моими друзьями в школе были два брата-близнеца по фамилии Мещеряковы. В школе на востоке Липецкой области, которая была образована 6 января 1954 по указанию Хрущёва, а раньше это была Тамбовская губерния.

Богородичное православие.

"Когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить, когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в отчаяние, вспомните, что у нас... есть крепко любящая Мать — Пресвятая Богородица. Верьте, что лишь воззовёте вы к Ней, как Она сейчас же придёт, да и идёт уже к вам с помощью, утешением, облегчением и спасением!.. И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль, придёт к вам, отрёт ваши слёзы, облегчит страдания и избавит вас от опасности, гибели, от злой тоски и уныния".

📖 Архимандрит Кирилл (Павлов). Источник.


Икона больно хороша! Хоть и "новодел". Протопоп Аввакум не одобрил бы пухлые розовые щёчки младенца Иисуса. Но глаза, какие глаза! Лепота, одним словом.

Культуртрегеры архаических обществ.

В Библии обретение сознания символизировано облачением в одежды. Будучи невинен, Адам с женой своей не обладал собственным сознанием, то есть, говоря на языке символов, у него не было одежд - он был наг (и не стыдился). 

Адам и Ева в раю

Вкусив же от древа познания добра и зла, он обрёл начатки сознания - самодельную и, по-видимому, крайне несовершенную одежду из листьев.

Изгнание из Рая. Христианская топография Космы Индикоплова. Конец XVI – начало XVII вв.

Матриархат как "женская" субкультура.

"В обществе, в процессе его становления, изначально взаимодействовали две субкультуры – мужская и женская", - говорит Е. В. Куприянова. 

В этом смысле, матриархат можно рассматривать как субкультуру эпохи палеолита. Была ли эта культура доминирующей, равноправной с мужской субкультурой или находилась в угнетённом положении, - это уже другой вопрос. На мой взгляд, археологические артефакты свидетельствуют скорее о доминировании женской субкультуры. 

«Венера из Холе-Фельс» — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс, в Швабских Альпах, близ немецкого города Шельклингена. Возраст — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет.

Проф. Андрей Зубов много говорит о верхнепалеолитических изображениях быков в пещерах и трактует эти изображения как первобытные формы почитания Бога в мужском обличии. Но, увы, тут есть одна "загвоздка". Дело в том, что в позднейшую эпоху неолита быки в матриархальных культах приносились в жертву Богине; вспомним, для примера, статую Артемиды Эфесской, увешанную гирляндами бычьих тестикул (см. К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Да, быки играли большую роль в крито-минойской религии, однако, судя по всему, эта роль была страдальческой (очевидно, испанская коррида возникла не на пустом месте). В целом, эта роль напоминает роль Аттиса в культе Кибелы. Скорее всего, эта была "служебная" роль, которая раскрывала смысл и способ "служения" Богине. Она имплементировала самопожертвование как богоугодный образ жизни. Очевидно, существовали "угодники" Богини, её "святые", которые должны были возложить на себя "крест смирения". Я не вижу никаких разумных доводов, почему в древние эпохи мужчины (если не все, то по крайней мере некоторые из них) не могли быть "угодниками" Богини. Если до недавнего времени подавляющее большинство мужчин почитали  Распятого, а многие и подражали Ему, приняв на себя "зрак раба"



то, спрашивается, почему в древности не могло быть преподобных "бычков" Богини, добровольно принявших на себя крест ярмо?