24 февраля 2025

Неолитические ограждения (enclosures) как "точки сборки" патриархата?

Экстракт из статьи "НЕОЛИТИЧЕСКИЕ ОГРАЖДЕНИЯ В ЮЖНОЙ ПОРТУГАЛИИ (4 ТЫС. ДО Р. Х.): НОВЫЕ ДАННЫЕ И НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ", написанной António Valera и Cláudia Costa:

"Согласно имеющимся данным, около 3450/3400 г. до н. э. началось строительство сплошных ограждающих конструкций с рвами в западной Иберии и во внутренних районах Алентежу. Внутренние районы Алентежу представляют собой основную концентрацию рововых ограждений Португалии и одну из крупнейших в Иберии. Хотя небольшие рвы встречаются уже в раннем неолите, как это зафиксировано в Сеньора-да-Алегрия и в районах Валенсии и долины Эбро, кажется, что именно с середины 4-го тысячелетия до н. э. рвы чётко определяют замкнутые пространства Алентежу. Эта тенденция будет продолжаться в течение халколита, пока их не перестанут строить в конце 3-го тысячелетия до н. э."

"Манипуляции с человеческими останками и погребальные практики присутствуют на протяжении всего временного промежутка этого явления (хотя с большей интенсивностью в течение 3-го тысячелетия до н. э.)".

Авторы статьи говорят, что "во второй половине 4-го тысячелетия до н. э. мы можем наблюдать в регионе «взрыв» иконографии с появлением разнообразных предметов (альмерийские статуэтки, идолы из сланцевых пластин, «роговые» идолы, зооморфные статуэтки, символические украшения, предметы из слоновой кости), контрастирующих с их редкостью или отсутствием в предыдущие времена". 

К реконструкции общекавказского верховного божества Бронзового века.

По всей видимости, хурриты являлись потомками субареев, древнейшего населения Северной Месопотамии. Но в Бронзовом веке они оказались под "крышей" арменоидной военщины, после вторжения индоиранцев (ариев). После этого у хурритов сложилось своеобразное "двоеверие":  патриархальные "верхи" и матриархальные "низы". Хурриты выступают наиболее вероятными основателями куро-аракской культуры, а также триалетской культуры на Кавказе. Вероятно, в триалетскую эпоху население Закавказья начинает переходить на индоевропейский протоармянскый язык. Во всяком случяае, триалетская культура — типично арийская, с богатейшими погребениями военных вождей в группе больших курганов. 

А. Дугин полагает, что хурриты принесли на Кавказ анатолийский хатто-хурритский мифологический комплекс. (В чём я сомневаюсь.) И далее он пишет:

"Если мы зафиксируем это принципиальное положение, то мы должны искать в мифологии кавкасионов прежде всего общий гештальт Великой Матери — Кибелы [1]. То, что Кибела в Анатолии была богиней гор, а также богиней охоты [2], заставляет нас обратиться к аналогичным фигурам кавказской мифологии. В этом случае мы — в качестве гипотезы, разделяемой рядом исследователей кавказской традиции — можем предложить в качестве наиболее близкой фигуры образ грузинской богини охоты и гор Делы.