01 октября 2025

Как "работал" матриархат в эпоху неолита?

Я думаю, пришло время попытаться сделать первую реконструкцию того, как и за счёт чего функционировал матриархат в неолитических обществах земледельцев. 

Начать надо с того, что сами эти общества состояли из расширенных семей (кланов). Никаких племён с вождями или народов с царями в ту эпоху ещё не было. 

Теперь главный вопрос — кто находился во главе кланов, мужчины или женщины? 

Я полагаю, что ответ на этот вопрос дают женские статуэтки "богинь", например, те же "ашеры", с которыми так яростно сражались иудейские пророки, идеологи патриархальной власти царей Израиля.


Казалось бы, какую угрозу могли представлять эти "куклы" государству царей израильских? Но вот Библия говорит о том, что пророк Илия Фесвитянин (IX век до н. э.) собственноручно убил 450 жрецов Ваала.

Заклание жрецов Ваала. Фрагмент иконы Пророк Илия в пустыне с житием. XVI в. Вологда

Баал почитался как Бык, изображался в облике могучего быка, в Ханаане он являлся культовым животным богини Ашерту, изображавшейся не в человеческом облике, а в виде дерева или колонны. Это тот самый бык, которого ветхозаветные пророки называли «золотым тельцом». Его культ сопровождался оргиями, причём жрецы в состоянии исступлённого транса наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях. Видимо, именно во время транса Илия перерезал глотки жрецам Ваала, - иначе совершенно непонятно, как одному иудею удалось "уложить", словно овец, одного за другим, 450 мужчин, без какого-либо сопротивления с их стороны.

До прихода шумеров.

"До прихода шумеров с конца VI до второй половины V тысячелетия территорию Междуречья населяли древние народы [1] Анатолии, носители халафской (Северная Месопотамия) культуры, тесно связанной с культом Великой Матери и матриархальной цивилизацией Чатал-Гююка [2]. Позднее на халафскую культуру наложилась культура субареев [3] (жителей страны Субарту), которые были, возможно, продолжателями халафской культуры и предками хурритов. Им соответствует убейдский культурный слой. В период Убейда были заложены первые города, достигшие расцвета в эпоху шумеров — в частности, древнейший шумерский город Эриду был населён носителями убейдской культуры ещё с 6500 годов до Р.Х" (Дугин. А. Г. Семиты. Монотеизм Луны и Гештальт Ва'ала. — М.: Академический проект, 2017. С. 26). 

Эриду на карте как составная часть культуры Убейд. Убейдский период считается «фундаментом» месопотамской цивилизации. При этом надо не забывать, что «фундамент» был матриархальным.

Эриду не был городом в современном смысле. В VII – VI тысячелетии здесь, так же как и в соседней Анатолии (Чатал-Хююк, Хаджилар), возникли крупные протогородские поселения, в которых живли люди и где центром являлась храмовая постройка (см. об этом:  Е.В. Антонова. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Восточная литература, 1998. С. 12-14).