05 марта 2023

Что происходило на «сценических площадках» Феста и Кносса? (2)

Кажется, основным действом на «сценических площадках» крито-минойских "дворцов" были экстатические пляски (радения). Так, по крайней мере, считает А. Н. Дальский. Приступая к рассмотрению критских танцев, он заходит издалека, с территории античной Греции.

"Возникновение пляски греческие легенды приписывали богине Рее, которая, по словам Лукиана, первая «нашла усладу в искусстве пляски, повелев плясать во Фригии корибантам, а на Крите — куретам». Впоследствии «Лучшие из критян, ревностно предавшись пляске, сделались отличными плясунами» [1].

Общественное значение плясунов было настолько велико, что «не только простые граждане, по словам Лукиана, но и люди царственного происхождения почитали за честь быть первыми в пляске». Ещё более ярко эта общественная роль плясунов выступает в поэмах Гомера, которые ставят в равное положение плясунов-певцов с героями-воинами, приписывая обладание этими способностями дарам богов.

«Перенесёмся мысленно на Крит, — говорит по этому поводу Лукиан, — и здесь искусство пляски соберёт себе богатую добычу: Европу, Пасифаю, двух быков, Лабиринт, Ариадну, Федру, Анрогея, Дедала, Икара, Главка, Полиида дар прорицателя и Тала, медного сторожа, обходившего Крит» [2].

Возвращаясь к Гомеру, мы находим в его знаменитом описании щита Ахилла следующие крайне интересные для нас строки, посвящённые пляскам:

Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древде, в широкоустроенном Кноссе,
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками
[3].

Что происходило на «сценических площадках» Феста и Кносса? (1)

"«Театральные арены» или «сценические площадки» Феста и Кносса являются древнейшими известными нам сооружениями зрелищного характера", - говорит А. Н. Дальский.

Ну, они были обнаружены и в других местах Крита. Вот, например, подобная площадка в Малии.

"Дворец" в Малии. Реконструкция.

"
«Сценические площадки» по существу доказывают, что на позднем этапе развития доклассового общества мы имеем дело с постройками театрального характера за 1200 лет до греческих театральных зданий".

Я бы воздержался от прямого отождествления этих площадок с театрами, но, однако, всё говорит за то, что на этих площадках собирались люди для участия в каких-то ритуалах или зрелищах. Об этом свидетельствует т. наз. "царская" дорога в Кноссе.

"Царская" дорога в Кноссе, Крит.

Эта широкая каменная дорога, по характеру своего замощения напоминающая полы «дворца» в Кноссе, совершенно основательно была оценена Эвансом как первый пример дорожного сооружения в Европе.

А. Н. Дальский о культе плодородия на Крите.

А. Н. Дальский считает, что на "сценической площадке" в Кноссе происходил ежегодный весенний обряд главного критского культа, посвящённого плодородию и размножению крупнорогатого скота, который состоял из нескольких моментов:

1. Культовая (театрализованная) церемония «брака» верховной жрицы «Пасифаи», наряженной соответствующим образом, «с Минотавром», т. е. вождём племени Миносом, переодетым в обрядовый костюм быка.


2. Торжественные театрализованные процессии священных быков-производителей, часть которых в то же время являлась и игровыми быками.

Торжественная процессия выходила через северный вход кносского «дворца» и по специальному мощёному пути направлялась мимо сценической площадки на главный «путь процессии», расположенный в западном направлении; участники этого весеннего праздника, находившиеся на «сценической площадке» и участвовавшие «в церемонии брака», по всей вероятности, присоединялись к этой процессии вместе с «верховной жрицей», которую, по-видимому, несли на специальных носилках. Об этих носилках мы можем судить по найденным Эвансом фрескам и глиняным моделям [1]. Такого рода процессии, как можно предполагать, направлялись по «священной дороге» к месту нахождения стад крупнорогатого скота и к месту игр с быками и жертвоприношений.

3. Торжественное жертвоприношение быков, о котором для разбираемого периода можно судить по изображению на саркофаге из Агиа-Триады, по-видимому, заканчивалось коллективным потреблением жертвенного мяса во время этого праздника, носившего общеплеменной характер.


4. Игры с быками, т. наз. таврокатапсии.

Важное замечание о первобытном шаманизме.

«Шаманство», как это наглядно доказано этнографическим материалом по сибирским народам, на этапе развитого материнского рода носит коллективный характер, в котором зачастую главная роль принадлежит женщине, выполняющей магические действия (А. Н. Дальский).

Да, говоря о первобытном шаманизме, мы невольно представляем его себе в виде "кальки" с сибирского шаманизма XIX века, исследованного и описанного российскими этнографами. Но, очевидно, это не так. Главное отличие в том, что первобытный шаманизм был коллективным, танцевально-оргийным, в то время как современный шаманизм всегда индивидуален.

Сосуд, горло которого украшено фигурами восьми женщин, изображенных по пояс и держащихся за руки. Архаический некрополь Абидоса. Эпоха Накада Ic, около 3700 г. до н.э.

Аттическая чаша (фиала) для возлияний с женщинами, танцующими под музыку флейты возле алтаря. Классический период, 450 год до н.э.

Я думаю, эти древние оргии можно сравнить с хлыстовскими радениями; у хлыстов пророчествовал тот, на кого дух "накатит", и частенько у них пророчицами были женщины.