05 марта 2023

А. Н. Дальский о культе плодородия на Крите.

А. Н. Дальский считает, что на "сценической площадке" в Кноссе происходил ежегодный весенний обряд главного критского культа, посвящённого плодородию и размножению крупнорогатого скота, который состоял из нескольких моментов:

1. Культовая (театрализованная) церемония «брака» верховной жрицы «Пасифаи», наряженной соответствующим образом, «с Минотавром», т. е. вождём племени Миносом, переодетым в обрядовый костюм быка.


2. Торжественные театрализованные процессии священных быков-производителей, часть которых в то же время являлась и игровыми быками.

Торжественная процессия выходила через северный вход кносского «дворца» и по специальному мощёному пути направлялась мимо сценической площадки на главный «путь процессии», расположенный в западном направлении; участники этого весеннего праздника, находившиеся на «сценической площадке» и участвовавшие «в церемонии брака», по всей вероятности, присоединялись к этой процессии вместе с «верховной жрицей», которую, по-видимому, несли на специальных носилках. Об этих носилках мы можем судить по найденным Эвансом фрескам и глиняным моделям [1]. Такого рода процессии, как можно предполагать, направлялись по «священной дороге» к месту нахождения стад крупнорогатого скота и к месту игр с быками и жертвоприношений.

3. Торжественное жертвоприношение быков, о котором для разбираемого периода можно судить по изображению на саркофаге из Агиа-Триады, по-видимому, заканчивалось коллективным потреблением жертвенного мяса во время этого праздника, носившего общеплеменной характер.


4. Игры с быками, т. наз. таврокатапсии.

Меня заинтересовало замечание А. Н. Дальского насчёт священных танцев у хевсуров на плоской крыше одной из сакль селения. Оно напомнило мне неолитическое поселение Чатал-Хююк.

Очевидно, вся общественная жизнь людей этого поселения проводилась на крышах домов. Далее следует цитата:

"На основании настенных рисунков (см. напр. Mellaart 1962: Pl. XIV, XV, XVII, XVIII) и того удивительного факта, что бедренные кости у почти половины всех жителей испытали анатомические изменения, какие могут вызывать активные танцы  (Angel 1971: 92-94), следует сделать вывод, что празднества организовывались часто. Обнаружение остатков одного из таких празднеств доказало к тому же, что праздники на крышах города удовлетворяли любым запросам (Martin and Russell 2000: 66)".

Праздненства организовывались часто и люди танцевали буквально "до упаду". Наверно, это были какие-нибудь ритуальные танцы или может быть что-то в роде "хлыстовских" радений. Но это не важно. Важно то, что крыши поселения являлись коллективной "танцплощадкой". Почему люди плясали на крышах, а не на земле? Может быть,
в целях предохранения от осквернения? Тут же надо учитывать, что под полами домов лежали кости покойников и в этом смысле всё поселение можно рассматривать как один большой некрополь. "Пляски на костях мертвецов"? 

А. Н. Дальский говорит о проникновении влияния мужчины в культ, созданный идеологией матриархального общества. Так, напр., сначала мужчина проникает в культ в качестве помощника верховной жрицы, затем её соучастника в «церемонии брака» — обряде, посвящённом культу плодородия, и, наконец, начинает замещать верховную жрицу в магических танцах, выступая с самостоятельной магической пляской «Минотавра». В «церемонии брака» на ряду с верховной жрицей участвовал и вождь племени, обладавший уже функциями жреца, но ещё зависимый
от «Великой Матери» и её верховной жрицы.


К версии А. Н. Дальского я отношусь как к одному из многочисленных "пазлов"-кусочков единой картины. Чтобы увидеть общий смысл картины, нужно собрать как можно больше этих "пазлов". Чем я, собственно, и занимаюсь. Играю в "пазлы", как маленький "ревёнок". (Такова верная этимология слова "ребёнок", а та, которую я "толкал" в записи К этимологии слова "ребёнок", оказалась неверной.)

-----------------------------------------------------------------------------

[1] В качестве иллюстрации к сказанному А. Н. Дальский приводит следующий неотмеченный в этнографической литературе факт, наблюдавшийся им в Хевсурии в 1934 г. в селении Ахиель Архотского ущелья. Одного из «хуцесов» (служителей культа), пожелавшего принять участие в танцах, происходивших, как обычно в Хевсурии, на плоской крыше одной из сакль селения, перенесли на спине из «хати» (святилища) в селение на крышу сакли, где собрались танцующие, ибо в целях предохранения от осквернения священнослужитель во время праздника итти по земле не должен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий