«Шаманство», как это наглядно доказано этнографическим материалом по сибирским народам, на этапе развитого материнского рода носит коллективный характер, в котором зачастую главная роль принадлежит женщине, выполняющей магические действия (А. Н. Дальский).
Да, говоря о первобытном шаманизме, мы невольно представляем его себе в виде "кальки" с сибирского шаманизма XIX века, исследованного и описанного российскими этнографами. Но, очевидно, это не так. Главное отличие в том, что первобытный шаманизм был коллективным, танцевально-оргийным, в то время как современный шаманизм всегда индивидуален.
Сосуд, горло которого украшено фигурами восьми женщин, изображенных по пояс и держащихся за руки. Архаический некрополь Абидоса. Эпоха Накада Ic, около 3700 г. до н.э. |
Аттическая чаша (фиала) для возлияний с женщинами, танцующими под музыку флейты возле алтаря. Классический период, 450 год до н.э. |
Я думаю, эти древние оргии можно сравнить с хлыстовскими радениями; у хлыстов пророчествовал тот, на кого дух "накатит", и частенько у них пророчицами были женщины.
Здесь кстати будет вспомнить и про маски неолитической культуры Винча, которая процветала с 5500 года до н. э. до 3500 года до н. э. на территории нынешней Боснии, Сербии, Румынии, Македонии, Болгарии, Венгрии, Греции (в регионе Фессалия).
На фото: так называемая «Видовданка», одна из самых больших антропоморфных фигурок Винченской культуры — 30,6 см высотой. Статуэтка была названа Видовданкой, потому что была обнаружена в Видовдан день. Она сделана из полированной глины и представляет собой женскую фигурку в маске. Неолит, 5500 г. до н. э., раскопки в Винча-Бело Брдо, недалеко от Белграда, столицы Сербии.
Можно предположить, что такого рода маски одевали женщины во время исполнения коллективных ритуалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий