"«Театральные арены» или «сценические площадки» Феста и Кносса являются древнейшими известными нам сооружениями зрелищного характера", - говорит А. Н. Дальский.
Ну, они были обнаружены и в других местах Крита. Вот, например, подобная площадка в Малии.
"Дворец" в Малии. Реконструкция. |
"«Сценические площадки» по существу доказывают, что на позднем этапе развития доклассового общества мы имеем дело с постройками театрального характера за 1200 лет до греческих театральных зданий".
Я бы воздержался от прямого отождествления этих площадок с театрами, но, однако, всё говорит за то, что на этих площадках собирались люди для участия в каких-то ритуалах или зрелищах. Об этом свидетельствует т. наз. "царская" дорога в Кноссе.
"Царская" дорога в Кноссе, Крит. |
Эта широкая каменная дорога, по характеру своего замощения напоминающая полы «дворца» в Кноссе, совершенно основательно была оценена Эвансом как первый пример дорожного сооружения в Европе.
Я думаю, что эта дорога была построена не для царей, а для удобства передвижения паломников, стекавшихся в Кносс может быть со всего Крита. Хотя здесь возможен вариант «священной тропы», которая служила главным образом путём для прохождения торжественных процессий, например, из Кносса к горным и пещерным святилищам, как позднее по «священной дороге» из Афин в Элевсин.
Старый дворец в Фесте. Зрелищная лестница. 2000—1700 гг. до н. э. |
Интересно то, что, по всей видимости, сначала появлялись «сценические площадки», а затем они "обрастали" строениями со всех сторон. Может быть, что эти площадки первоначально были святилищами под открытым небом?
"Вопреки утверждению некоторых исследователей (Mosso, Glotz и др.), незначительные размеры «арены» Кноса, а также характер её замощения, конечно, не позволяли развернуть на ней самых излюбленных минойцаии «игр с быками», которые совершались в ином более удобном для них месте, рассчитанном на зрителей, членов всего племени.
На основании имеющихся памятников мы можем говорить, что «сценическая площадка» Кноса служила местом действия главным образом для различного рода торжественных процессий,
культовых обрядов, танцев, спортивных игр, кулачных боев (рис. 91) и т. п. зрелищных действий", - говорит А. Н. Дальский.
В праздничной обстановке, под пенне и музыку, собранные земледельцами зерно и плоды демонстрировались присутствующим как начатки урожая и относились по «коридору процессий» в родовые амбары Кносса, куда вслед за этим поступало всё зерно и все плоды, составлявшие собственность общинного поселения".
А. Н. Дальский также предполагает, что на «сценических площадках» могли проводиться погребальные ритуалы, как они изображены на саркофаге из Агиа-Триады. При этом он отмечает, что одежда усопшего в виде белого женского халата с нашитыми шерстинками главным образом была рассчитана на то, чтобы придать умершему женскую внешность.
"Такого рода положение, как нам кажется, - пишет А. Н. Дальский, - нужно объяснять следующим. Женщина, потеряв своё ведущее правовое положение в социально-экономической жизни критского общества, начала постепенно терять своё значение и в делах культа. Мужчина на этом этапе выступает не только в качестве исполнителя-помощника верховной жрицы в ряде культовых обрядов, но и в виде мужского божества, начинающего замещать женское божество, укрепляя в сознании верующих тем самым и своё самостоятельное значение. И только в заупокойном культе женщина продолжала по традиции полностью сохранять в своих руках исполнительские функции. С женщиной же были связаны все представления обусловленные «матриархальной» идеологией с её образами о великом женском божестве, религия которого «по-видимому, требовала превращения мужчины в женщину в момент его смерти»".
Комментариев нет:
Отправить комментарий