Кажется, основным действом на «сценических площадках» крито-минойских "дворцов" были экстатические пляски (радения). Так, по крайней мере, считает А. Н. Дальский. Приступая к рассмотрению критских танцев, он заходит издалека, с территории античной Греции.
"Возникновение пляски греческие легенды приписывали богине Рее, которая, по словам Лукиана, первая «нашла усладу в искусстве пляски, повелев плясать во Фригии корибантам, а на Крите — куретам». Впоследствии «Лучшие из критян, ревностно предавшись пляске, сделались отличными плясунами» [1].
Общественное значение плясунов было настолько велико, что «не только простые граждане, по словам Лукиана, но и люди царственного происхождения почитали за честь быть первыми в пляске». Ещё более ярко эта общественная роль плясунов выступает в поэмах Гомера, которые ставят в равное положение плясунов-певцов с героями-воинами, приписывая обладание этими способностями дарам богов.
«Перенесёмся мысленно на Крит, — говорит по этому поводу Лукиан, — и здесь искусство пляски соберёт себе богатую добычу: Европу, Пасифаю, двух быков, Лабиринт, Ариадну, Федру, Анрогея, Дедала, Икара, Главка, Полиида дар прорицателя и Тала, медного сторожа, обходившего Крит» [2].
Возвращаясь к Гомеру, мы находим в его знаменитом описании щита Ахилла следующие крайне интересные для нас строки, посвящённые пляскам:
Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный,
Оному равный, как древде, в широкоустроенном Кноссе,
Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.
Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками [3].
В этих строках имеется несомненное указание на то, что под «хором» у Гомера нужно понимать и площадку для танцующих и коллективные танцы — хоровод. На сценической площадке Кноса, устройство которой в поэмах Гомера приписывается легендарному Дедалу, и происходило большинство различного рода танцев".
„Танцовщица с развевающимися волосами”, фрагмент фрески в Кноссе, Крит, XVI в. до н. э. |
Ну вот, собственно, и всё, что можно было "вытянуть" из А. Н. Дальского. Подчёркивая важность плясок на "сценических площадках", он, однако, ничего не сказал о связи танцев с первобытным шаманизмом. А шаманизм — это ведь и дельфийский оракул, среди прочего. В этой связке танцев с ИСС и пророчествами как раз и заключается ответ на вопрос о важности пляски в античной культуре. "Перейдя реку Галис, ты разрушишь великое царство!" - говорит дельфийский оракул устами пифии. Это вам не "хухры-мухры", - судьбы мира здесь вершатся!
---------------------------------------------------------------------------
[1] Лукиан, Собр. соч. под ред. Б. Л. Богаевского, Academia. М. Л., 1935, т. II, стр. 53—54.
[2] Лукиан, Собр. соч., т. II, стр. 67.
[3] Илиада, песнь XVIII, стихи 590—594.
Комментариев нет:
Отправить комментарий