06 марта 2023

О кулачных боях на Крите.

На этом ритоне из Агиа Триады (Крит) мы видим чередование кулачных боёв и игр с быками. Эта "связка" заставляет нас предполагать, что кулачные бои происходили в том же месте, где и таврокатапсии. А. Н. Дальский вполне справедливо полагает, что игры с быками устраивали где-то за пределами "сценических площадок" Кносса, Феста и других крито-минойских культовых центров. Это и понятно: во-первых, в святилищах недопустимо кровопролитие, а, во-вторых, дом, деревня, город — это, вообще говоря, "женская" территория, где оружием не бряцают и кулаками не машут. Значит, место проведения кулачных боёв и таврокатапсий следует искать где-то в "диком поле", которое является "мужской" территорией. Хотя А. Н. Дальский почему-то считает, что кулачные бои происходили на "сценических площадках".

Между прочим, куреты, в греческой мифологии - демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите. Но вот что интересно: коллегия куретов засвидетельствована источниками в Эфесе в связи с культом Артемиды. Культ куретов как служителей Зевса Критского был распространён в Пелопоннесе, на Эвбее, Самофракии, Кипре, в Троаде, Фригии, Карии. Своеобразием культа куретов была его оргиастичность. Страбон сравнивает праздники куретов с фракийскими Дионисиями и оргиями в честь Матери богов во Фригии (X, 3, 7, р. 466; 3, 11, p. 468). Оргиастичность этой коллегии проявлялась в неистовом исполнении куретами, как служителями различных богов (Критского Зевса, Матери богов во Фригии, Артемиды в Эфесе), танцев в вооружении, под аккомпанемент кимвалов, тимпанов, флейт и бряцания оружия.

Важно также отметить, что корпорация куретов уже сложилась в минойский период, а затем начала вместе с культом Зевса Критского распространяться в Балканской, островной и малоазийской Греции. Об этом свидетельствуют таблички группы В из Кносса и Пилоса. Встречающееся в этих табличках слово p(o)rokorete С. Я. Лурье интерпретировал как протокурет, глава коллегии куретов, упоминаемой в эфесской надписи конца IV в. до н. э. (Ditt. Syll., № 353). (См. иное толкование этого слова как заместителя ko-re-te (чиновника в родовых селениях, «старосты»): Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период / Сост. Казанскене В. П., Казанский Н. Л., 1986. С. 129.).

Можно предположить, что кулачные бои и игры с быками практиковались куретами, а сами куреты представляли собой "охранные отряды" Богини. (Здесь мы снова касаемся темы леопардов в матриархальной иконографии.) Впрочем, они входили и в свиту Зевса, когда он "отпочковался" от Богини. По всей видимости, Зевс первоначально был её быкоголовым консортом и "патроном" куретов. В этом смысле можно говорить о близости между античными куретами и средневековыми берсерками. У куретов - Зевс, у берсерков - Один. И те, и другие "бряцают" оружием и впадают в состояние одержимости. В изменённом состоянии сознания приобретают сверхъестественные способности. Танцы куретов можно сравнить с "радениями" христоверов ("хлыстов"). Куретов считали колдунами, но и Один - тоже колдун, точнее говоря, бог-шаман. Куреты образовали административное "ядро" полисов Ионии, а норманны (многие из которых были берсерками) положили начало многим правящим династиям в средневековой Европе (в том числе, Рюрики стали первой княжеской династией на Руси).

Комментариев нет:

Отправить комментарий