18 ноября 2022

Семейная подоплёка мифа о Персефоне.

"В египетской мифологии матерью солнца считалась "небесная корова" — олицетворение богини неба. Коль скоро богиня неба — мать солнце-девы, которую держит в плену бог преисподней, становится понятным происхождение древнегреческого мифа о том, что владыка подземного царства Гадес, или Аид, похитил дочь Деметры Персефону, которая затем должна была пребывать поочерёдно у мужа в подземном мире и у матери в небе", - сообщает Ариэль Голан. 

Да, конечно, у древних египтян была небесная корова Нут.


А вот, например, в индуизме в форме коровы выступает богиня земли При́тхиви.

Притхиви в образе коровы, за которой гонится Притху

Так что, корова — она не только "небесная", но и "земная". Посему, в равной степени можно сказать, что Персефона должна была пребывать поочерёдно у мужа в подземном мире и у матери на земле.

Но, я полагаю, по сравнению с преисподней, хороши и небо, и земля. Поэтому не столь уж и важно, куда направляется Персефона из подземного мрака, ибо оба направления - земное и небесное - вертикальны по отношению к Аиду. 

Здесь меня интересует совсем иной аспект мифа. Поскольку этот миф имел хождение в патриархальной Элладе, не родился ли он из слёз дочерей, тосковавших по своим матерям в древнегреческих гинекеях? Можно себе представить, как молодая жена говорит своему мужу: "Смотри, даже урод Аид отпустил Персефону повидаться с матерью, - неужели ты хуже Аида и не отпустишь меня погостить у матери?!"

Эволюция "венеры".

Эта фигурка изображает беременную женщину эпохи раннего неолита (6 500 - 5 800 лет до н.э.). Найдена в доисторическом поселении Анаргири (XIIIa) на территории совр. Греции.


Интересно, что фигурки с таким же "рептилоидным" разрезом глаз археологи находят и на Ближнем Востоке. Похоже на то, что в VII - VI тысячелетиях до х. э. они были таким же универсальным явлением, как верхнепалеолитические "венеры". Только те были безликие, а после них появились вот такие статуэтки с "рептилоидными" глазами.

Танцующее солнце.

Ариэль Голан говорит, что "у хеттов и грузин божество солнца было женским. Солнце считалось женщиной у австралийцев, малайзийцев, эскимосов, у некоторых индейских племён. У близких соседей раннеземледельческих племён Передней Азии - семитов - божество солнца тоже было женским (лишь во 2 тыс. до х. э. у северных семитов оно превратилось в мужское). У древних германцев не отмечено бога солнца, но упоминается богиня солнца Сунна (это слово - древняя форма современного Sonne). В немецком языке die Sonne 'солнце' - слово женского рода; "Фрау Зонне" - персонаж немецкого фольклора. В староанглийском языке слово 'солнце' было женского рода. У скандинавов средневековые источники упоминают богиню солнца Сол. В фольклоре славян солнце зачастую представлено в женском образе, а луна - в мужском ("месяц"). В Ригведе есть мотив женитьбы бога луны Сомы на богине Солнца Суриа. Литовское saule - слово женского рода. Литовский фольклор богат песнями, в которых солнце представляется девушкой, невестой".

Сауле и Менулис — солнце и луна в литовской мифологии.

Также Ариэль Голан высказывает интересное предположение, что древние танцы были связаны с мифологией солнца. Когда Персефона узнала, что будет отпущена из подземелья к своей матери, она заплясала от радости; видимо, эта сцена имитировалась в культовых ритуалах, особенно весенних. Риталы неолитической религии, дошедшие до античного времени, характеризовались неистовыми плясками. Этнографически фиксируемые "народные танцы" реконструируются как реликт древней обрядности. 

Вполне может быть. Если целью неистовых плясок являлось распаление "магического жара" в танцующих, это прекрасно коррелирует с жаром солнца.

--------------------------------------------------------------------

[1] Может быть, с этим связано поверье, что на Пасху солнце "играет" или "танцует" в небе.