01 апреля 2022

Христианство и матриархат.

"Только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери. Мужчины получили право претендовать на подобное место, лишь когда они смогли производить материальные вещи с помощью своего интеллекта, так сказать, магическими и техническими способами" (Источник). 

Здесь надо отметить, что христианская Церковь, в лице своих наиболее выдающихся мыслителей, с самого начала выступала и против магии, и против техники. Так что, на самом деле, христианство и матриархат - довольно-таки близкие мировоззренческие системы. Конечно, не во всём, но во многом они похожи.

Парадокс, однако, заключается в том, что и сама техногенная цивилизация зародилась не без влияния Церкви. В Западной Европе XV века произошёл какой-то тектонический "сдвиг", после которого началось бурное и неудержимое "покорение природы" техническими средствами. По всей видимости, этот "сдвиг" произошёл сначала внутри Церкви, а затем вышел на поверхность, в результате чего возникла мощная волна цунами, выразившаяся в европейской колониальной экспансии и неуёмном стремлении к обогащению. 

В таком случае Реформацию можно считать реакцией на новые капиталистические отношения в Европе. Анабаптисты воскрешали архаические порядки, характерные для неолитических, в том числе и матриархальных, обществ. Опять мы видим близость христианства и матриархата. Причём, не просто христианства, а самого радикального христианства. "Просто христианство" К. Льюиса, увы, ничем не отличается от мещанства.

Чтобы не было "непоняток", я поясню, что имею в виду, говоря о радикальном христианстве. На нижеприведённой картинке мы видим юродивых странников Михаила и Николая. 80-е годы XX века. Фото Анатолий Горяинов.



«Природа-Мать».

В статье "О рождении мира" говорилось о Богине, которая «творит жизнь из самой себя». В отличие от патриархального Бога, который творит мир словом ("Он сказал - и появилось, повелел - и стало так". Пс. 33:11), матриархальная Богиня буквально рожает мир. И здесь можно провести любопытное сравнение этой рожающей Богини с тем, что мы на понятийном языке называем природой, а поэты наделяют её мифологической характеристикой: «Природа-Мать». 

Но тут возникает вопрос: а это представление о «Природе-Матери», - оно появилось лишь в эпоху Просвещения, подменив собой христианскую концепцию сотворения мира Богом "из ничего", или это представление о «Природе-Матери», которая «творит жизнь из самой себя», как паучиха - паутину, было присуще уже первобытным людям?

Вообще, этот вопрос, если его взять шире, как вопрос о разумной Природе, представляется мне крайне интересным. Потому что имеется такой феномен, как "круги на полях", который, как "пазл", идеально соответствует такому мировоззрению.

Кто пишет эти загадочные "письмена"? Явно не люди. Люди, конечно, тоже пытаются сделать нечто подобное, но их подделки не идут ни в какое сравнение с подлинными "кругами на полях".