18 октября 2021

Матриархальные "корни" мистерий.

 

Ритуальные символы мистерий на малых пропилеях в Элевсинском святилище
 
А это - те же символы на крито-минойском саркофаге из Агиа Триада

О Боспорском "филиале" Элевсинских мистерий.

М. В. Скржинская в статье "Боспорские жрицы" говорит, что Деметру чтили во всех греческих полисах, и свидетельства об её культе известны во всех колониях Северного Причерноморья.

"Ежегодно, в начале осени, в Пантикапее (современная Керчь) отмечали праздник Фесмофории, на котором ведущую роль играла жрица, так как на главных таинствах этого праздника могли присутствовать только женщины. Этот праздник издавна отмечали в Афинах и во многих других греческих полисах, в том числе и в Милете, метрополии Пантикапея. Поэтому надо думать, что боспорские жрицы Деметры исполняли ритуалы так же, как было принято в метрополии. Античные авторы пишут, что Фесмофории сопровождались таинствами, на которых могли присутствовать лишь посвящённые. Например, Геродот (ii, 171) так написал об этом: «я хочу умолчать об обрядах на празднике Деметры, которые эллины называют Фесмофориями, поскольку непосвящённым сообщать об этом не дозволено».

Всем эллинам было известно, что мужчины не имеют права присутствовать при этих таинствах, которые проводились в особом закрытом помещении. В Афинах оно называлось фесмофорионом (aristoph. Thesm. 278, 880). На запрете мужчинам проникать в это помещение строилась интрига комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий». Её впервые представили в афинском театре в 411 г. до н.э. Персонажи пьесы подозревают, что участницы таинства, пользуясь неприкосновенностью такого собрания, строят козни против мужчин; поэтому один из героев комедии, переодевшись в женское платье, проникает в фесмофорион и вступает в споры с женщинами. Конечно, в пьесе ничего не рассказывается о таинствах во время праздника.

О куретах и крито-минойских поселениях в Ионии.

М.Ю. Лаптева в статье "Крит и Иония во II тыс. до н.э. (мифологическая традиция и археология)" поднимает очень интересную тему талассократии Крита в середине II тыс. до н. э, точнее говоря, тему критского присутствия в Западной Малой Азии, а именно – в междуречье двух рек, Герма и Меандра, получившем, вероятно уже в гомеровский период, название Ионии. 


Раскопки, произведённые на Хиосе в 1938-1955 гг., обнаружили здесь критскую керамику Среднебронзового периода, аналогичную найденной в Трое VI. Также и на Самосе обнаружена минойская керамика Средне- и Позднеминойского периодов, найденная при раскопках на территории современного города Пифагорио, остатки святилища (предположительно, Геры), существовавшего от Среднеминойского до Позднеэлладского периода III. Раскопки Клазомен, расположенных на побережье залива Смирны, на месте современного холма Лиман Тепе, не оставляют сомнений в существовании здесь в середине II тыс. до н. э. критского поселения. Раскопки Лиман Тепе, произведённые в 90-е гг. XX века турецким археологом Х. Эрканалом выявили укреплённое поселение Раннебронзового периода II, окружённое массивными стенами, занимавшее территорию площадью в 6 гектаров. Поселение, насчитывающее пять культурных слоёв, существовало с IV тыс. до XIV в. до н. э. Стены поселения были аналогичны укреплениям Трои VI. 

О религиозном синкретизме.

Одни и те же древние греки могли одновременно поклоняться сразу трём богиням - Деметре, Кибеле и Артемиде. И, судя по всему, у них было представление о том, что это "лица" одной и той же богини. Это можно сравнить с православным представлением о том, что смоленская, владимирская и тихвинская иконы Богоматери - это не иконы трёх Богородиц, а иконы одной и той же Богородицы - пресвятой Девы Марии. 

К такому выводу я пришёл после прочтения статьи М. В. Скржинской "Какому божеству поклонялись ольвиополиты в святилище на Гипполаевом мысу?"

Тут возможно говорить лишь о временнОй акцентировке того или иного культа. Культ Кибелы распространился сравнительно поздно, уже в эллинистическую эпоху, но, если говорить об этом культе в терминах игры в гольф, "мячик" этого культа попал в уже готовую "лунку" более древних культов Деметры и Артемиды.

Можно ещё говорить о слиянии, почти до неразличимости, образов трёх богов - Диониса, Сабазия и Аттиса.   

От множества языческих богов "рябит" в глазах только при самом поверхностном взгляде. При более внимательном разглядывании конкретной исторической местности мы видим там совсем иное. Если и существуют в каком-то городе сразу несколько культов, то все они как бы выражают одну "суперидею", и участие в одном культе нисколько не противоречит участию в другом. Нет там такого, как в известном анекдоте: "Соломон Абрамович, одно из двух: вы или крестик снимите, или трусы наденьте".