Одни и те же древние греки могли одновременно поклоняться сразу трём богиням - Деметре, Кибеле и Артемиде. И, судя по всему, у них было представление о том, что это "лица" одной и той же богини. Это можно сравнить с православным представлением о том, что смоленская, владимирская и тихвинская иконы Богоматери - это не иконы трёх Богородиц, а иконы одной и той же Богородицы - пресвятой Девы Марии.
К такому выводу я пришёл после прочтения статьи М. В. Скржинской "Какому божеству поклонялись ольвиополиты в святилище на Гипполаевом мысу?"
Тут возможно говорить лишь о временнОй акцентировке того или иного культа. Культ Кибелы распространился сравнительно поздно, уже в эллинистическую эпоху, но, если говорить об этом культе в терминах игры в гольф, "мячик" этого культа попал в уже готовую "лунку" более древних культов Деметры и Артемиды.
Можно ещё говорить о слиянии, почти до неразличимости, образов трёх богов - Диониса, Сабазия и Аттиса.
От множества языческих богов "рябит" в глазах только при самом поверхностном взгляде. При более внимательном разглядывании конкретной исторической местности мы видим там совсем иное. Если и существуют в каком-то городе сразу несколько культов, то все они как бы выражают одну "суперидею", и участие в одном культе нисколько не противоречит участию в другом. Нет там такого, как в известном анекдоте: "Соломон Абрамович, одно из двух: вы или крестик снимите, или трусы наденьте".
Комментариев нет:
Отправить комментарий