М.Ю. Лаптева в статье "Крит и Иония во II тыс. до н.э. (мифологическая традиция и археология)" поднимает очень интересную тему талассократии Крита в середине II тыс. до н. э, точнее говоря, тему критского присутствия в Западной Малой Азии, а именно – в междуречье двух рек, Герма и Меандра, получившем, вероятно уже в гомеровский период, название Ионии.
Раскопки, произведённые на Хиосе в 1938-1955 гг., обнаружили здесь критскую керамику Среднебронзового периода, аналогичную найденной в Трое VI. Также и на Самосе обнаружена минойская керамика Средне- и Позднеминойского периодов, найденная при раскопках на территории современного города Пифагорио, остатки святилища (предположительно, Геры), существовавшего от Среднеминойского до Позднеэлладского периода III. Раскопки Клазомен, расположенных на побережье залива Смирны, на месте современного холма Лиман Тепе, не оставляют сомнений в существовании здесь в середине II тыс. до н. э. критского поселения. Раскопки Лиман Тепе, произведённые в 90-е гг. XX века турецким археологом Х. Эрканалом выявили укреплённое поселение Раннебронзового периода II, окружённое массивными стенами, занимавшее территорию площадью в 6 гектаров. Поселение, насчитывающее пять культурных слоёв, существовало с IV тыс. до XIV в. до н. э. Стены поселения были аналогичны укреплениям Трои VI.
В числе археологических открытий на территории будущей Ионии самым замечательным может считаться минойское поселение на территории Милета, раскопки которого начаты в 50-х гг. прошлого века немецкой экспедицией под руководством К. Вайкерта. Милет IV (ок. 1750 / 20 – вт. пол. XV в. до н. э.) по оценке археологов выглядит совершенно минойским. Более чем 95% найденной керамики оказалось минойского типа. В этих слоях были найдены многочисленные фрагменты конических сосудов минойского типа, фрагменты фресок характерной минойской иконографии, стиля и техники, и, наконец – три знака линейного письма А, вырезанные на совмещаемых обломках сосуда местного производства. Последнее обстоятельство свидетельствует по мнению археологов об активном использовании линейной письменности группы А в Милете этого времени.
Милетский залив |
Важно отметить, что археологическая картина Милета IV соотносится с переломным моментом в истории Крита – упадком его могущества, наступившим вслед за извержением вулкана на острове Фера. Как известно, эта катастрофа привела к гибели дворцовые центры на Крите и к потере его влияния в Эгеиде, что, несомненно, отразилось на судьбе критских поселений в Малой Азии. Этот природный катаклизм оставил свой след и в слоях Милета IV (а, именно – первого из двух субпериодов, на которые делится Милет IV), в виде разрушений и золы. Второй этап разрушений Милета IV был, вероятно, военного характера, что можно объяснить, как считают американские археологи, А. Гривс и Б. Хелвинг, вторжением микенцев.
Необходимо также отметить мирный характер критской колонизации в сравнении с более поздней, ионийской, сопровождавшейся изгнанием или истреблением местного населения (e.g.: Her., I, 146-147; Strab., XIV, 1, 3, p. 632; 1, 4, p. 634; 1, 21, p. 640; Paus., VII, 2, 6; 2, 8; 2, 10; 4, 9). Традиция и археология показывают мирное сосуществование критян и местного населения, карийцев и ликийцев. Возможно, причину этого следует видеть в их этнической близости, восходящей еще к III тыс. до н. э.
Помимо поселений другим итогом критской экспансии в области будущей Ионии можно считать основание религиозных культов. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что критским наследием в Ионии были религиозные коллегии куретов и мольпов. Коллегия куретов засвидетельствована источниками в Эфесе в связи с культом Артемиды, перенесённым сюда ионийскими поселенцами во главе с сыном афинского басилея Кодра Андроклом. Как пишет Павсаний, ионийцы во главе с Кодридом Андроклом, вытеснили местное население, лидийцев и лелегов из Эфеса, где они занимали акрополь (VII, 2, 7). На месте святилища анатолийской Матери богов был основан культ Артемиды, первой жрицей которого по преданию стала дочь Андрокла Климена. Однако коллегия куретов в Эфесе древнее ионийского культа Артемиды и первоначально не была с ним связана. Страбон анализирует предания, в которых куреты выступают как экстатические служители культа Великой Матери и Зевса Критского (X, 3, 7, р. 466; 3, 11, p. 468; 3, 19, р. 472). Культ куретов как служителей Зевса Критского был распространён в Пелопоннесе, на Эвбее, Самофракии, Кипре, в Троаде, Фригии, Карии. Своеобразием культа куретов была его оргиастичность. Страбон сравнивает праздники куретов с фракийскими Дионисиями и оргиями в честь Матери богов во Фригии (X, 3, 7, р. 466; 3, 11, p. 468). Оргиастичность этой коллегии проявлялась в неистовом исполнении куретами, как служителями различных богов (Критского Зевса, Матери богов во Фригии, Артемиды в Эфесе), танцев в вооружении, под аккомпанемент кимвалов, тимпанов, флейт и бряцания оружия.
Важно также отметить, что корпорация куретов уже сложилась в минойский период, а затем начала вместе с культом Зевса Критского распространяться в Балканской, островной и малоазийской Греции. Об этом свидетельствуют таблички группы В из Кносса и Пилоса. Встречающееся в этих табличках слово p(o)rokorete С. Я. Лурье интерпретировал как протокурет, глава коллегии куретов, упоминаемой в эфесской надписи конца IV в. до н. э. (Ditt. Syll., № 353). (См. иное толкование этого слова как заместителя ko-re-te (чиновника в родовых селениях, «старосты»): Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период / Сост. Казанскене В. П., Казанский Н. Л., 1986. С. 129.)
По Диодору Сицилийскому (V, 65) и Страбону (X, 3, 22, p.473), куреты были изобретателями оружия и танцев в вооружении, а также скотоводства и пчеловодства. Кроме того, они известны как специалисты по стрельбе и охоте. Как потомки идейских дактилей (живших во Фригии, у подножья горы Иды и бывших, как пишет Страбон, колдунами и служителями Матери богов), куреты знали секреты технологии обработки железа. Религиозное же вдохновение и одержимость куретов делали их причастными к магии и пророческому искусству (Apollod., III, 3, 1; Strabo, X, 3, 23, p. 473). Диодор Сицилийский (V, 65) отмечает ещё одну черту в мифологии куретов: они выступают радетелями общего единомыслия, взаимной дружбы и благоустроенного общежития.
Иначе говоря, в мифологии этой древней корпорации оказались заложены, а затем, вероятно, в архаическую эпоху развились исконно полисные начала. К этому следует добавить, что, судя по данным письменности В, появление политических функций у куретов произошло, вероятно, уже в микенский период: в Кноссе и в Пилосе куреты исполняют административные обязанности, возглавляя отдельные поселения.
------------------------------------------------------
Ну вот, а теперь скажу несколько слов по данной теме.
Во-первых, массивные стены укреплённого поселения Клазомен, расположенных на побережье залива Смирны, могут быть объяснены тем, что эта минойская фактория находилась на территории, испытывавшей влияние Хеттского государства. Критяне в Анатолии, конечно, находились под мощным воздействием хетто-лувийских культурных
и политических традиций. А, как известно, с волками жить – по-волчьи выть. Тем более, что "волки" находились в самой непосредственной близости. Исследователи отождествляют поселение второй половины II тыс. до н. э. (Старый Эфес), раскопанное под холмом
Айасолюк, с Апасой, столицей хеттского царства Арцава.
Во-вторых, у меня появилось интуитивное чувство, говорящее мне о близости между античными куретами и средневековыми берсерками. У куретов - Зевс, у берсерков - Один. И те, и другие "бряцают" оружием и впадают в состояние одержимости. В изменённом состоянии сознания приобретают сверхъестественные способности. Танцы куретов можно сравнить с "радениями" христоверов ("хлыстов"). Куретов считали колдунами, но и Один - тоже колдун, точнее говоря, бог-шаман. Куреты образовали административное "ядро" полисов Эллады, а норманны (многие из которых были берсерками) положили начало многим правящим династиям в средневековой Европе (в том числе, Рюрики стали первой княжеской династией на Руси).
Это всё крайне интересно, если критского Зевса истолковывать как "бычка"-консорта Великой Богини. Это значит, что куреты существовали уже в стародворцовый период крито-минойской цивилизации. Но какое участие они принимали в общественной жизни, об этом мы можем лишь догадываться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий