18 октября 2021

О Боспорском "филиале" Элевсинских мистерий.

М. В. Скржинская в статье "Боспорские жрицы" говорит, что Деметру чтили во всех греческих полисах, и свидетельства об её культе известны во всех колониях Северного Причерноморья.

"Ежегодно, в начале осени, в Пантикапее (современная Керчь) отмечали праздник Фесмофории, на котором ведущую роль играла жрица, так как на главных таинствах этого праздника могли присутствовать только женщины. Этот праздник издавна отмечали в Афинах и во многих других греческих полисах, в том числе и в Милете, метрополии Пантикапея. Поэтому надо думать, что боспорские жрицы Деметры исполняли ритуалы так же, как было принято в метрополии. Античные авторы пишут, что Фесмофории сопровождались таинствами, на которых могли присутствовать лишь посвящённые. Например, Геродот (ii, 171) так написал об этом: «я хочу умолчать об обрядах на празднике Деметры, которые эллины называют Фесмофориями, поскольку непосвящённым сообщать об этом не дозволено».

Всем эллинам было известно, что мужчины не имеют права присутствовать при этих таинствах, которые проводились в особом закрытом помещении. В Афинах оно называлось фесмофорионом (aristoph. Thesm. 278, 880). На запрете мужчинам проникать в это помещение строилась интрига комедии Аристофана «Женщины на празднике Фесмофорий». Её впервые представили в афинском театре в 411 г. до н.э. Персонажи пьесы подозревают, что участницы таинства, пользуясь неприкосновенностью такого собрания, строят козни против мужчин; поэтому один из героев комедии, переодевшись в женское платье, проникает в фесмофорион и вступает в споры с женщинами. Конечно, в пьесе ничего не рассказывается о таинствах во время праздника.

По косвенным данным учёные установили, что обряды на Фесмофориях имели много общего с Элевсинскими мистериями.  

Надо полагать, что в Пантикапее на территории святилища Деметры находилось закрытое строение, где совершались таинства, во время Фесмофорий и праздников по элевсинскому образцу. Но перед этим к этому зданию шла торжественная процессия, как во время Элевсинских мистерий, и шествовавшую в ней жрицу и её помощниц в нарядных уборах могли видеть все, кто хотел.

Находки в двух богатых женских погребениях на европейской и азиатской части Боспора показывают, что эти боспорянки служили жрицами Деметры в IV в. до н.э. В Павловском кургане невдалеке от Пантикапея в середине XIX в. было раскопано непотревоженное женское погребение. Похороненную там боспорянку современные учёные единодушно считают жрицей Деметры, основываясь на том, что в могиле находилась аттическая пелика с изображением персонажей, безусловно связанных с Элевсинскими мистериями. По-видимому, жрица использовала пелику во время тайных ритуалов, посвящённых Деметре.

Особенно интересно изображение на обратной стороне пелики.

Там представлено обобщённое изображение какого-то момента драматических представлений, которые разыгрывали во время Элевсинских мистерий в находившемся на территории святилища квадратном зале здания, называвшегося Телестерионом. В центре картины находится Афина, защищающая щитом персонажей, расположенных слева: там показано рождение божественного ребёнка и передача его в руки Гермеса. Сцена передачи ребенка Гермесу – редчайшее
изображение, относящееся к сокровенным тайнам мистерий
(рис. 5)."

Здесь надо привести фрагмент из лекции проф. Зубова:

"В гидрии из археологического музея Стамбула есть интересное изображение, как Деметра из земли передаёт ребёнка в роге изобилия Коре, то есть Персефоне, а по сторонам стоят две факелоносицы, две женщины с факелами. Вы помните, что Деметра искала свою дочь с факелами. Она её нашла, и теперь передаёт ей ребёнка. Конечно, этот ребенок – Демофонт, но одновременно это и любой человек, посвящённый в мистерии."

 

Прорисовка гидрии из Археологического музея Стамбула. Деметра из земли передаёт ребёнка в роге изобилия Коре, то есть Персефоне. (По книге М. Нилльсон. Греческая народная религия. СПб. 1998)
 

И далее у Зубова: "
Вы помните, - говорит он, - что Метанира родила Демофонта, простого мальчика, наверное, хорошего, а опуская его в огонь, Деметра хотела его пересоздать как божественное существо, но не успела – люди помешали, мать заорала. И то, чему помешала тогда мать, чему помешали люди, то, что Деметра не завершила, бросив ребёнка, это завершается в Элевсинском таинстве. Бримо родила Бримона. То есть, ребёнок до конца освящён. То, что не произошло тогда, произошло теперь. 

По всей видимости, каждый, так или иначе, в этом ребёнке, которого показывала Бримо-Персефона, являвшаяся в пламени огня - понимаете, Персефона могла быть жрицей, но она показывала ребёнка, и, каким-то образом каждый видел в этом ребёнке себя. Он узнавал себя, он понимал, что это он. Что он посвящённый, что он, как когда-то Демофонт, вынесен из огня, и он уже навсегда в вечности. И это откровение было столь поразительным и столь очевидным, что это нельзя было разыграть театрально, потому что были там сотни людей, и каждый видел себя, мужчины и женщины, старые и молодые. И это заставляло смолкнуть всех. Даже люди, обратившиеся впоследствии в христианство, всё равно оставались связанными обетом молчания". 

Невозможно описать, какую колоссальную культурную потерю понесло человечество, когда римский император Феодосий I Великий указом от 392 года закрыл святилище в Элевсине. С тех пор ведь ничего подобного в мире не появилось. Даже и близко ничего нет... И, может быть, никогда не будет... 

А ведь когда-то боспорянки из состоятельных семей ездили в Афины и были посвящены там в Элевсинские мистерии. На родине они могли служить жрицами Деметры и исполнять обряды по элевсинским образцам. И проводились эти обряды в Крыму. 


Если б они и ныне проводились там, я бы оправился туда в пешее паломничество. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий