21 июля 2025

А. М. Золотарёв об индейском матриархате.

К сожалению, - говорит А. М. Золотарёв, - наши знания о социальной организации индейских племён Америки почти целиком базируются на сведениях XIX в., в особенности его второй половины. Говоря иначе, все они характеризуют индейскую культуру в состоянии упадка и деградации. Можно считать достоверным для всей Северной Америки, что появление европейцев вызвало бурные сдвиги в быте и социальном строе индейских племён и что до появления европейцев большинство североамериканских индейцев жило в условиях матрилинейного рода и дуально-родовой организации. Пятьсот-шестьсот лет тому назад многие из племён группы индейцев прерий вели осёдлый образ жизни, знали земледелие и гончарство. Охота на бизона играла огромную роль в их культуре, но не могла оторвать их от осёдло-земледельческого образа жизни. Только лошадь позволила индейцам превратиться в кочевых охотников за бизонами. Став коневодами, индейцы оставили осёдлую жизнь, землянки, гончарство, ткачество и превратились в кочевников, живущих в кожаных шатрах, употребляющих кожаные сосуды, одевающихся в кожи бизонов и питающихся их мясом [1]. Вместе с тем, резким превращениям подверглась их социальная организация. У многих из них (черноногие, гро-вантр, чейенны и др.) родовая организация развалилась, уступив место «бесформенной», «аморфной» структуре. Некоторые группы племени дакота до сих пор известны среди окружающих племён под названиями вроде «нарушители брачных правил», ибо они первые, очевидно, отказались от родовой экзогамии.

В наиболее интересной, полной и, быть может, архаической форме дуально-родовая организация сохранилась в Америке среди племени танайна, известного в старой русской литературе под имедем кенайцев. Танайна, живущие по берегам залива Кука (Южная Аляска), были описаны Ф. Врангелем, a затем Л. Загоскиным. Это осёдлое племя рыболовов и морских охотников строило деревни, состоявшие из больших домов — барабор, населённых сородичами. Каждая барабора вмещала обычно несколько родственных семей. Танайна делились на матрилинейные роды. Женщина пользовалась большим авторитетом. Она управляла распорядком жизни в бараборе, заведовала пищей, решала и устраивала брачные дела. Основой социальной организации танайна было деление на две матрилинейные экзогамные фратрии, разрушение которых произошло под влиянием русско-американской колонизации. (См. также: На краю света).

Странные формы экзогамии.

А. М. Золотарёв в своей монографии "Родовой строй и первобытная мифология" говорит, что "... на большей части Соломоновых островов прибрежное население делится на матрилинейные роды <...> На острове Гвадалканаль всё население холмов делится на две матрилинейные экзогамные фратрии — Манулава (Орёл) и Харову (Сокол). Население острова Бука также организовано в две матрилинейные фратрии, имеющие своими тотемами петуха [1] и птицу фрегат. Фратрии экзогамны. Та же форма социальной организации распространена по всему острову Бугенвиль, с той только разницей, что здесь каждая фратрия распадается на ряд более мелких кланов, имеющих свои особые тотемы. Так как дети всегда принадлежат к фратрии и клану матери, отец может жениться на своей дочери, как родной, так и классификационнойСлучаи подобных браков, приносивших потомство, отмечены наблюдателями, заслуживающими доверия. Подобный брак, считающийся вполне законным и в северной части Бугенвиля, случается довольно часто; отмечен он также и в южной части того же острова".

Да, уж... Такого извращения экзогамии я не ожидал увидеть... Оказывается, "микроскопическая", "миллипизерная" экзогамия на семейном уровне (отец - одного клана, мать и дети - другого) превращается в свою противоположность, то есть в эндогамию. 

Ну а что тут удивляться? Если взглянуть на христианство, каких только удивительных, поразительных, шокирующих форм оно ни принимало за свою двухтысячелетнюю историю?!