21 июля 2025

А. М. Золотарёв об индейском матриархате.

К сожалению, - говорит А. М. Золотарёв, - наши знания о социальной организации индейских племён Америки почти целиком базируются на сведениях XIX в., в особенности его второй половины. Говоря иначе, все они характеризуют индейскую культуру в состоянии упадка и деградации. Можно считать достоверным для всей Северной Америки, что появление европейцев вызвало бурные сдвиги в быте и социальном строе индейских племён и что до появления европейцев большинство североамериканских индейцев жило в условиях матрилинейного рода и дуально-родовой организации. Пятьсот-шестьсот лет тому назад многие из племён группы индейцев прерий вели осёдлый образ жизни, знали земледелие и гончарство. Охота на бизона играла огромную роль в их культуре, но не могла оторвать их от осёдло-земледельческого образа жизни. Только лошадь позволила индейцам превратиться в кочевых охотников за бизонами. Став коневодами, индейцы оставили осёдлую жизнь, землянки, гончарство, ткачество и превратились в кочевников, живущих в кожаных шатрах, употребляющих кожаные сосуды, одевающихся в кожи бизонов и питающихся их мясом [1]. Вместе с тем, резким превращениям подверглась их социальная организация. У многих из них (черноногие, гро-вантр, чейенны и др.) родовая организация развалилась, уступив место «бесформенной», «аморфной» структуре. Некоторые группы племени дакота до сих пор известны среди окружающих племён под названиями вроде «нарушители брачных правил», ибо они первые, очевидно, отказались от родовой экзогамии.

В наиболее интересной, полной и, быть может, архаической форме дуально-родовая организация сохранилась в Америке среди племени танайна, известного в старой русской литературе под имедем кенайцев. Танайна, живущие по берегам залива Кука (Южная Аляска), были описаны Ф. Врангелем, a затем Л. Загоскиным. Это осёдлое племя рыболовов и морских охотников строило деревни, состоявшие из больших домов — барабор, населённых сородичами. Каждая барабора вмещала обычно несколько родственных семей. Танайна делились на матрилинейные роды. Женщина пользовалась большим авторитетом. Она управляла распорядком жизни в бараборе, заведовала пищей, решала и устраивала брачные дела. Основой социальной организации танайна было деление на две матрилинейные экзогамные фратрии, разрушение которых произошло под влиянием русско-американской колонизации. (См. также: На краю света).

Обращаясь к индейцам Южной Америки, А. М. Золотарёв говорит, что в наиболее яркой форме дуально-родовая организация была открыта y племени канелла, или, как оно называет само себя,— рамкокамекран. Это племя входит в группу крэн, составляющую подразделение большой и широко разбросанной лингвистической семьи жес. Оно населяет травянистые степи Мараньяна на северо-востоке Бразилии. Канелла не умеют строить лодки, не знают гончарства и ткачества, преимущественно занимаются охотой и собирательством. Земледелие y них на втором плане. Деревни всегда имеют круглую форму. Этими культурными признаками они отличаются от соседящих с ними лесных жителей тупи (земледельцев) и караджа (рыболовов). Бразильский исследователь Нимуендажу, посетивший в 1929 г. посёлок этого племени, пишет, что он нашёл там настоящий этнографический музей. Здесь бытовала ещё дуально-родовая организация и справлялись празднества, в которых фратриальное деление играло заметную роль. Население этой деревни состояло из 300 человек, обитавших в квадратных хижинах, расположенных кругом, с выходом, обращённым на центральную площадь. Социальные отношения основаны на матриархате. Женщина — собственница дома. Брак матрилокален, a иногда и дислокален. Мужчины часто остаются в домах своих матерей, где они пользуются большим уважением, чем мужья их сестёр. Вдовды или разведённые возвращаются в дома своей родни. Супружеская чета может иметь свою отдельную хижину, но в
случае нужды она поселяется в доме матери жены. Каждая замужняя женщина имеет участок земли, на котором она разбивает
плантацию. Всё племя делится на две матрилинейные экзогамные
половины, одна из которых называется «людьми Солнечного Восхода», другая — «людьми Солнечного Заката». Члены каждой половины находятся между собой в близком родстве.

Матрилинейная дуально-родовая организация открыта также y бороро. Бороро хотя знакомы с земледелием, но в своём пропитании зависят больше от охоты. Бороро могут быть причислены к типично матриархальным племенам. Брак матрилокален, женщина сама выбирает жениха, распоряжается хозяйством и детьми.

енщина играет особую роль в обществе бороро. Правило наследования предполагает, что это матриархальное общество и что ребёнок получает имя, указывающее на его принадлежность к клану матери. Важность этих правил также отмечается в контексте брака. После свадьбы по обряду бороро мужчина должен жить в доме своей невесты и выполнять обязанности перед своей семьёй, такие как рыбалка, охота, работа и, при необходимости, изготовление украшений для брата своей невесты. Хотя кажется, что после свадьбы мужчина полностью посвящает себя жене, именно эта сложность супружеских отношений является причиной частых расставаний, из-за чего мужчина может жить в нескольких домах на протяжении всей своей жизни. Несмотря на всё, что было сказано выше, может сложиться впечатление, что обязательства мужа перед женой стоят на вершине пирамиды из-за их важности. Однако ещё одна истина культуры бороро заключается в том, что мужчина всегда поддерживает связь со своей гораздо более важной семьёй, а не с невестой. Это правда, что взрослый мужчина, даже будучи женатым, несёт ряд обязательств перед женщинами своей семьи, а именно перед сёстрами. Например, по их обычаям мужчина больше заботится о своих внуках, «ивагеду» на языке бороро, чем о собственных детях" (Википедия).

--------------------------------------------------------------------------

[1] Удивительная параллель с праиндоевропейцами, жившими 6 000 лет назад в евразийских степях. Они, после одомашнивания лошади, превратились в "индейцев", а среди индейцев, севших верхом на лошадь, произошла своего рода "ариизация". Всадников-индейцев можно назвать "ариями прерий".  

Комментариев нет:

Отправить комментарий