Жоан Мари Сишон (Joan Marie Cichon) в своей монографии "Матриархат на Крите бронзового века. (Взгляд с точки зрения археомифологии и современных исследований матриархата.)" рассматривает всемирно-известную крито-минойскую фреску под неожиданным углом зрения.
На Крите, так же как и в Египте, женщины изображались бледнокожими, а мужчины — краснокожими. Стало быть, мы здесь видим двух девушек, принимающих участие в таврокатапсии.
Жоан Мари Сишон пишет: "Прыжки через быка были чрезвычайно опасным «спортом» или ритуальным занятием, в котором женщины, скорее всего, не участвовали бы в патриархальном обществе. <...> Рассматриваемые в совокупности с другими изображениями женщин, художественные изображения женщин, прыгающих через быка, наводят на мысль о том, что женщины были равны мужчинам не только на арене для игр с быками, но и во всех аспектах жизни бронзового века".
Да, это весьма ценное замечание. Во-первых, ещё И. Бахофен показал, что религия имеет женское начало; поэтому было бы странно, если бы в столь важном ритуале, как таврокатапсия, не были задействованы женщины. Во-вторых, если говорить о человеческих жертвоприношениях (а таврокатапсии, без сомнения, были сопряжены со смертельными ранениями участников), то, опять же, жертвоприношения женщин считались более ценными, чем жертвоприношения мужчин. Ну и, в-третьих, если на Крите действительно был матриархат, то само положение женщин обязывало их быть "на острие" (at the edge) общественной жизнедеятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий