Британский антиковед Джейн Эллен Харрисон указывает на одну из надписей III века до н. э. в Гамбреионе (в Малой Азии), согласно которой «законы траура древних тяготили женщин тяжелее, чем мужчин». Согласно закону, на который ссылается Харрисон, одежда, которую женщины носили на похоронах, должна была быть тёмной и не рваной. Мужчинам не требовалось носить тёмные цвета. Более того, период траура у мужчин был короче, чем у женщин. Женщины, нарушившие эти законы траура, должны были быть наказаны гинекономами [1], которые лишали их права участвовать в празднике Фесмофорий и приносить жертвы любому божеству в течение десяти лет. Мужчины, по всей видимости, не подвергались такому наказанию за нарушение законов траура. Харрисон считает, что это суровое наказание, назначенное женщинам, можно объяснить не общей траурностью женщин и даже не их предполагаемым более острым чувством эмпатии, а теми ранними матриархальными условиями, при которых родство считалось по материнской линии, а не по отцовской.
Даже не знаю, как относиться к этому сообщению. С одной стророны, вроде бы всё верно: если род был материнским, тогда женщины, осознававшие своё центральное, "коренное" положение в роду, оплакивали опавшие "листочки" и отломившиеся "веточки" от родового древа. С этой точки зрения, женский траур в классической Греции можно понимать как "пережиток" более древних времён... Но, с другой стороны, и в современной России женщины демонстрируют свой траур; после похорон они некоторое время носят чёрные платки, или косынки, или чёрные ленты на голове [2]. И как прикажете это понимать? В отличие от классической Греции, в современной России от родового строя не осталось даже "рожек и ножек".
В качестве иллюстраций я приведу две картины, которые отражают российские реалии.
![]() |
Три женщины на могиле - мать, сестра, жена. Картина русского художника Василия Григорьевича Перова, 1859 год. |
![]() |
Виктор Попков, «Хороший человек была бабка Анисья». 1971-1973 год. |
Когда умерла моя мама в 1978 году, я помню, мужики только копали могилу, а всё остальное, связанное с погребением, совершали женщины.
Мне кажется, связь женщин с погребением (а траур является составной частью погребальных ритуалов) гораздо глубже, чем заметила Джейн Эллен Харрисон. "На протяжении многих веков отношение к женщине было двойственным — как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть. В частности, оно нашло отражение в культе богини-матери. Мать-земля кормилица, но её чрево — это также последнее пристанище усопших. Она подобна критским урнам, в которых хранили воду, вино и зерно, но также и прах умерших. Не случайно во многих цивилизациях именно на женщин возлагалось исполнение похоронных обрядов, потому что считалось, что они теснее мужчин связаны с вечным круговоротом природы — от рождения к смерти и от смерти к жизни" (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе», 1978). "Неудивительно, что, чем в отдалённейшую восходим мы древность, тем величавее рисуется нам образ вещуньи коренных, изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из их тёмного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы, восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительности умершего" (Вяч. Иванов, «О достоинстве женщины»).
Сказано очень метко, "не в бровь, а в глаз": женщины — придверницы рождений и похорон, коренных тайн бытия.
Возможно даже, что эта фундаментальная связь женщин к "началами" и "концами" древнее материнского рода. Может быть, и сам материнский род возник как "проекция" этой связи, ибо, конечно, если женщины совершали похороны, то они же и надгробные памятники устанавливали, по которым прослеживалась преемственность поколений.
---------------------------------------------------------------------------
[1] Гинекономы (греч. γυναικονόμοι) — специальные должностные лица в древних Афинах, которые следили за поведением женщин и контролировали соблюдение законов о браке.
[2] Мужчины никак не демонстрируют свой траур.
Комментариев нет:
Отправить комментарий