28 сентября 2023

К вопросу о врождённой агрессивности человека.

Как пишет А. А. Казанков (Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей). М.: Ин-т Африки РАН. 2002. С. 105), «следует сразу отметить, что нам не удалось найти в этнографической литературе ни одного прямого указания, а тем более описания, хотя бы единственного случая убийства аборигена аборигеном в доконтактные времена», то есть в периоды до прихода европейцев.

Американский антрополог Дуглас Фрай пишет: «До прихода европейцев австралийские аборигены жили в состоянии мира, строго соблюдая право каждой общины на собственную территорию. Было бы преувеличением сказать, что в эти времена враждебные столкновения между ними отсутствовали полностью. Но имеющиеся данные ясно свидетельствуют о том, что такие события представляли собой крайне редкую аномалию в обществах этого этноса». 

"В целом, можно заключить, - говорит Е. Н. Панов, - что уровень межобщинной конфликтности в Западной пустыне до прихода колонизаторов был весьма низким. Этнографы писали, что аборигены здесь не воинственны. Известный авторитет в области австралийской полевой этнографии Р. Берндт специально указывал, что «…в центральной Австралии постоянная межплеменная вражда отсутствовала»."

Естественная матрилокальность.

М. Л. Бутовская и Л. А. Файнберг сообщают следующее (У истоков человеческого общества (Поведенческие аспекты эволюции человека). - М.: Наука. 1993. С. 85):

"Характерной чертой стада обезьян различных видов является большая стабильность женской его части и подвижность мужской. Самки всю жизнь остаются в том стаде, где они родились, напротив, самцы, как отмечалось на примере мартышек, павианов, макаков, систематически переходят из одного стада в другое."

Е. Н. Панов пишет про аборигенов Австралии:

"На основе детального демографического анализа, проведённого этнографами в конце 1960-х гг., был сделан вывод, что постоянные перемещения молодых мужчин в поисках брачных партнёров были здесь скорее правилом, чем исключением. При этом браки оказывались частично «межэтническими», так что женихам приходилось осваивать местные диалекты".

Песенка - к Богу лесенка.

По сообщению Е. Н. Панова, "у некоторых племён пигмеев, населяющих дождевые леса Конго, женская речь более напоминает пение, и в каждое высказывание включены обрывки песенных текстов. Всё это придаёт разговору между ними большую громкость и музыкальность, тогда как беседы между мужчинами, хотя и не лишены пантомимного и жестового аккомпанемента, ведутся в более сдержанном и приглушённом тоне. Британский этнограф Джером Льюис видит одну из причин этого в том, что общий характер поведения представителей разных полов здесь принципиально различен в силу специализации их функций в сфере хозяйства. Женщины, занятые собирательством, перемещаются по лесу группами в сопровождении детей. Они находятся в постоянной опасности нападения со стороны какого-нибудь крупного млекопитающего. Шумное поведение такой компании способствует в какой-то степени отпугиванию хищников и, кроме того, создаёт ощущение сплочённости группы, что позволяет хотя бы отчасти снизить чувство тревоги. Мужчины-охотники, напротив, прилагают все усилия, чтобы оставаться незаметными, без чего есть риск вернуться на стоянку ни с чем".

Упоминания о "женских" языках встречались мне не раз в литературе по этнографии. Правда, никто ещё не удосужился досконально изучить эти языки. Поэтому, в остутствие корпуса знаний и сведений, каждый может говорить всё что угодно. 

Я, со своей стороны, тоже скажу пару слов. По моему мнению, связь "женских" языков с пением заслуживает самого пристального изучения. Потому что известна такая точка зрения, что сначала люди научились петь, а потом стали говорить. В этом смысле, первоначальный язык человечества мог быть "женским" и владели им только женщины. И, возможно, в "женских" языках сохранилось нечто от структуры первого - "ангельского" - языка. 

Пигмеи. Белый мужик, обнимающий пигмеек, выглядит как педофил среди детей 
 

Хищный самец и травоядная самка.

Энн Соломон считает, что центральная метафора в фольклоре бушменов — это противопоставление хищнической натуры самца и растительноядности самки. Соответственно, мужчины приравниваются к хищным животным, а женщины — к травоядным. Даже взаимоотношениям между хищником и жертвой в мире животных придаётся сексуальная окраска. Сам процесс поедания мяса уподобляется у аборигенов племени !кунг  половому акту. А предшествующее ему ухаживание видится как взаимодействие между активным хищником и пассивным фитофагом.

Е. Н. Панов приводит забавный пример гендерного символизма у этноса арапеши — аборигенов Новой Гвинеи. У них ямс, который служит основой материального благополучия народа, выступает также в качестве сакрального объекта в его мифологии и верованиях. Клубни этого растения подразделяются на мужские (вытянутые, длиной более метра) и женские (округлые).

Пример гендерного символизма у этноса арапеши. Корнеплоды ямса: слева — декорированные «мужские», справа — связка «женских».

Эта классификация поразительным образом сходна с принятой у бушменов сан Южной Африки: круглое и толстое — «женское», тонкое и стройное — «мужское». 

«Женское» у бушменов представляется как круглое - толстое - низкое - широкое - тупое - слабое, а «мужское» как тонкое - стройное - высокое - узкое - острое - сильное. В воображении рисуется какое-нибудь маленькое травоядное животное, поражённое копьём. Копьё — это «мужской» инструмент, и, в общем, копьё является продолжением фаллоса; недаром все маньяки мужского пола, ибо только у них имеется инструмент для совершения сексуальных преступлений.

Но отсюда вытекает логическое умозаключение о том, что охотник, убивающий дичь, является "нечистым" человеком. Интересно было бы рассмотреть т. наз. "неолитическую революцию" под этим углом зрения. Не был ли переход к земледелию стимулирован желанием уйти от скотобойни и кровищи?

Да, и ещё одна бесплотная мысль просится к воплощению и оформлению. Мне на ум пришли палеолитические "венеры", когда я подключил своё воображение. И в самом деле, "круглое - толстое - низкое - широкое - тупое - слабое" подходит для описания большинства "венер".