12 июня 2023

про слоников

Сетивремени Винтаж пишет про слонов:

"Интересно, что самцы в стаде не живут, только приходят в гости.
Их выгоняют из стада, когда им 14-15 лет.
И в слоновьем стаде царит матриархат.
Между прочим, стадо слонов считается самым сплочённым обществом среди всех животных.

Может потому, что они слонов выгоняют😜?" (Источник)

"Боги" современного общества.

Первый "бог" — деньги. Деньги "über alles". Деньги решают всё. Как говорила маминька в фильме "Женитьба Бальзаминова", "Мишенька! За умом не гонись, были б деньги, с деньгами мы и без ума проживём!" 

Второй "бог" — государство. Исторически государство задумывалось как "деньговыжималка" из подданных. Это хорошо заметно на примере русского князя Игоря, который хотел "содрать три шкуры" с древлян, да древляне его самого разодрали промеж двух деревьев.

В народе существует квазирелигиозная вера в то, что государство не только решает все проблемы, но и решает их наилучшим образом из всех возможных способов. Что, конечно, не соответствует действительности.


И третий "бог" (бог любит троицу)
— это "ебическая сила". Это "эгоистичный ген" Ричарда Докинза, это социальный дарвинизм и вера в прогрессивную эволюцию. С одной стороны говорится, что "гены мухи-дрозофилы на 70 процентов состоят из «гомологических генов», аналогичных человеческим" (Источник), а с другой стороны утверждается на полном серьёзе, будто человеческое поведение полностью зависит от генов. 

Примечательно, что все три "бога"  — слепые: они и сами не ведают накого пути, и людям не указывают никаких путей. И, кроме того, эти "боги" не имеют ничего общего с моралью или разумом. 

Инстинкт, государство и культура.

Есть ли кошачий бог или кошачья богиня? Поразмыслив, можно ответить утвердительно на этот вопрос: да, у кошек имеется своё кошачье божество.

У кошек есть инстинкт, и в этом смысле кошка всегда верна своему кошачьему "богу" (или "богине"); она не может выйти за рамки своего поведения, обусловленного животными инстиктами, и "беспредельничать".

У человека инстинктивное поведение заменено культурным поведением. Но это так лишь в теории, а на самом деле многие люди, отчалив от берегов животного инстинктивного поведения, так и не причалили к берегам сугубо человеческого, культурного поведения. И они болтаются в таком "межеумочном" положении, которое ярко и лаконично описал поэт Г. Р. Державин: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!

Понятное дело, что если большинство людей в обществе ведут себя в соответствии с культурными нормами, то такому обществу вовсе не требуется государственная "надстройка". Самый простой и понятный пример общественной жизни без государственных "помочей" являют староверы; они вполне самодостаточны, и государство им требуется примерно так же, как собаке — пятая нога. 

Отсюда можно вывести правило: чем меньше культуры, тем больше государства. Государство со своим Уголовным Кодексом является заменителем культуры: УК заставляет некультурных людей соблюдать приличия в обществе, под страхом штрафов или тюремного заключения.

В государстве имеется Конституция, и, в принципе, Конституция, как Основной Закон, — это заменитель животных инстинктов. Законы вообще, и Основной Закон в частности, предназначены для того, чтобы люди не "беспредельничали". И в этом смысле закон для людей является тем же, чем инстинкт для животных. Можно сказать, что государство с его законами является "богом" современного общества. У кошек "бог" это инстинкт, а у людей — государство. 

Когда у людей имеется государство-"бог", иные "боги" ему, в общем, и не требуются. 

Такое государство "скрепляет" людей подобно тому, как железные обручи скрепляют доски бочки. Беда лишь в том, что если государственные "обручи" по какой-либо причине ослабевают или исчезают вовсе, то "доски" рассыпаются в разные стороны. Потому что "доски" не умеют и не могут сами, самостоятельно собираться-формироваться в различные структуры. Нет у них навыков культурного поведения. И поэтому "доски", предоставленные самим себе, не знают, что делать, и ностальгируют по железным обручам, скреплявшим их в бочку.    

Меритократическое.

Общество развивается или деградирует в зависимости от того, какие люди занимают доминирующие положение в этом обществе, - дураки или умные.

Меня очень интересуют такие древние общества, как крито-минойское или индо-хараппское. Во многих отношениях в современной Индии люди живут хуже, чем они жили 5000 лет назад при цивилизации в долине Инда.

Мумбаи

Мне интересно знать, как были устроены те древние общества, каким образом доминирующее положение в тех обществах заняли умные, а не дураки.