Есть ли кошачий бог или кошачья богиня? Поразмыслив, можно ответить утвердительно на этот вопрос: да, у кошек имеется своё кошачье божество.
У кошек есть инстинкт, и в этом смысле кошка всегда верна своему кошачьему "богу" (или "богине"); она не может выйти за рамки своего поведения, обусловленного животными инстиктами, и "беспредельничать".
У человека инстинктивное поведение заменено культурным поведением. Но это так лишь в теории, а на самом деле многие люди, отчалив от берегов животного инстинктивного поведения, так и не причалили к берегам сугубо человеческого, культурного поведения. И они болтаются в таком "межеумочном" положении, которое ярко и лаконично описал поэт Г. Р. Державин: "Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!"
Понятное дело, что если большинство людей в обществе ведут себя в соответствии с культурными нормами, то такому обществу вовсе не требуется государственная "надстройка". Самый простой и понятный пример общественной жизни без государственных "помочей" являют староверы; они вполне самодостаточны, и государство им требуется примерно так же, как собаке — пятая нога.
Отсюда можно вывести правило: чем меньше культуры, тем больше государства. Государство со своим Уголовным Кодексом является заменителем культуры: УК заставляет некультурных людей соблюдать приличия в обществе, под страхом штрафов или тюремного заключения.
В государстве имеется Конституция, и, в принципе, Конституция, как Основной Закон, — это заменитель животных инстинктов. Законы вообще, и Основной Закон в частности, предназначены для того, чтобы люди не "беспредельничали". И в этом смысле закон для людей является тем же, чем инстинкт для животных. Можно сказать, что государство с его законами является "богом" современного общества. У кошек "бог" — это инстинкт, а у людей — государство.
Когда у людей имеется государство-"бог", иные "боги" ему, в общем, и не требуются.
Такое государство "скрепляет" людей подобно тому, как железные обручи скрепляют доски бочки. Беда лишь в том, что если государственные "обручи" по какой-либо причине ослабевают или исчезают вовсе, то "доски" рассыпаются в разные стороны. Потому что "доски" не умеют и не могут сами, самостоятельно собираться-формироваться в различные структуры. Нет у них навыков культурного поведения. И поэтому "доски", предоставленные самим себе, не знают, что делать, и ностальгируют по железным обручам, скреплявшим их в бочку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий