26 ноября 2022

Путь зерна.

Для трипольских женских статуэток характерен специфический орнамент в виде татуировки, часто изображающей ромб. В частности, наиболее распространённым для Триполья является вариант ромба, который накрест делится ещё на четыре ромба. В каждом, как правило, по точке.

Обычно эта символика толкуется следующим образом. Большой ромб является знаком земли вообще, "земной тверди", а шашечный ромб скорее всего - знак земли почвенной, обработанной для посева. Таким образом, ромб с точками символизирует идею плодородия женщины, но одновременно является символом засеянного поля. Как земля засевается (оплодотворяется) зерном, так и женская ипостась - статуэтка - "оплодотворяется" тем самым зерном. 

Отчасти всё это верно, но здесь не договаривается самое главное. Речь-то идёт не о зёрнах, а о людях! Уподобление людей зёрнам пронизывает всё Евангелие. "И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк. 22:31). "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода" (Ин. 12:24). Да и религия Деметры с Элевсинскими мистериями тоже базировалась на метаморфозах зерна; вспомним, что одним из таинств было созерцание колоса, который созревал и наливался зерном прямо на глазах посвящённых. 

Жрец, торговец или кузнец?

Реконструкция мужчины из Варненского некрополя (погребение № 43).
Некрополь датируют второй половиной V тысячелетия до н.э., а использовали его в течение примерно века.

Этот мужчина знаменит тем, что захоронение 43 содержало больше золота, чем было найдено за ту эпоху во всём мире, – 500 предметов общим весом 1,5 кг.

Ранее я предполагал, что этот человек был в своё время "золотых дел мастером", типа кузнеца, на что указывают золотые "болванки", или заготовки в виде круглых "блинов" различного размера. Хотя, может быть, эти "блины" предназначались как украшения идолов?

мраморный идол с золотыми украшениями

ulli_u полагает, что мужик мог быть
«жрецом». "Отсюда и такое большое количество золота, которое было ценно не само по себе, а как маркер социального положения владельца, а возможно и несло в себе какой-либо культовый смысл".  

"Думаю, - говорит она, - в связи с последней ремаркой о ценности золота стоит отметить следующее: синхронные с данным могильником по времени поселения на Варненском озере не дают никакой информации об имущественном расслоении их обитателей. То есть, жили эти люди в среднем одинаково – без обособленных от остальных, отличающихся по площади жилищ. Судя по всему, высокий социальный статус ещё не приводил к бытовому богатству и не позволял передавать золотые украшения по наследству после смерти владельца" (Источник).

Кстати, Мария Гимбутас не считает мужчин Варненского некрополя вождями:"Мужчины из Варненского могильника не были вождями индоевропейского типа; их погребения никак не отделены от других и не связаны с жертвоприношениями людей и животных. Не исключено, что древнеевропейские богачи контролировали торговлю и тем самым составили себе состояние. Однако их богатство напрямую не подразумевало политического доминирования или автократии."

Подводное Иномирье Эгеиды бронзового века.

В 1926 году, при раскопках гробницы-толоса в Дендре в Арголиде, шведские археологи открыли богатое захоронение раннего микенского мира. Среди вещей, сопровождавших покойника на тот свет, был этот золотой кубок, на внутренней поверхности которого были выбиты осьминоги.


Как мы знаем, микенская культура греков-ахейцев является "репликой" культуры крито-минойской. Реплика – это копия оригинала. Вот, например, микенская "реплика" минойского бренда:


А это — сам бренд:


"Скворечник"?

Глиняная модель святилища в виде тела Бо­гини. Породин, неподалёку от Битолы, Западная Македония. В каждой стене - широкий вход в виде перевёрнутой буквы «Т», на цилиндриче­ской трубе дымохода - маска Богини, на крыше — её ожерелье. Высота ок. 35 см.


Возможно, такого рода миниатюрные святилища играли роль "скворечника", где жила птица, символизирующая Богиню. Находят их порой в погребениях.