26 ноября 2022

Путь зерна.

Для трипольских женских статуэток характерен специфический орнамент в виде татуировки, часто изображающей ромб. В частности, наиболее распространённым для Триполья является вариант ромба, который накрест делится ещё на четыре ромба. В каждом, как правило, по точке.

Обычно эта символика толкуется следующим образом. Большой ромб является знаком земли вообще, "земной тверди", а шашечный ромб скорее всего - знак земли почвенной, обработанной для посева. Таким образом, ромб с точками символизирует идею плодородия женщины, но одновременно является символом засеянного поля. Как земля засевается (оплодотворяется) зерном, так и женская ипостась - статуэтка - "оплодотворяется" тем самым зерном. 

Отчасти всё это верно, но здесь не договаривается самое главное. Речь-то идёт не о зёрнах, а о людях! Уподобление людей зёрнам пронизывает всё Евангелие. "И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лк. 22:31). "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода" (Ин. 12:24). Да и религия Деметры с Элевсинскими мистериями тоже базировалась на метаморфозах зерна; вспомним, что одним из таинств было созерцание колоса, который созревал и наливался зерном прямо на глазах посвящённых. 

Значит, мы выкидываем, к чертям собачьим, "плодородие женщины". Тут не нало "колдовать" над статуэтками, - оно, плодородие, во всех архаических обществах и так высокое, без всяких зёрен в ромбах. Плодородие земли - да, со временем истощается, но чем пихать зёрна в глиняный живот статуэтки, не лучше ли поднять свою задницу и перейти на другое место? 

Земля может быть очень плодородной, и женщина может народить много детей, но при этом кажущемся изобилии людей всё равно охватывает грусть, ибо быстро проходит молодость и приходит зрелость, а там незаметно подкрадывается и старость.


Вот тут-то и начинаешь задумываться: почему же так несправедливо устроен мир? Зерно, умерев в земле, возрождается в новом колосе, а человек, умерев, не возрождается? Или всё же возрождается? Но не так, как зерно, а как-то иначе. Очевидно, носители трипольской культуры имели в виду собственное воскресение, а не плодородие засеянного поля. Как бы умереть так, чтобы родиться заново. Статуэтка с зёрнами подсказывает: умереть надо во чреве Матери. Никодим спросил у Иисуса: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус ответил ему Своим воскресением.

Комментариев нет:

Отправить комментарий